Что влияет на интеллект ребенка

Что влияет на интеллект ребенка
 
Когда мы слышим слово «интеллект», нам, как правило, представляется что-то строгое, скучное, заумное – определенный набор знаний и способность человека правильно отвечать на многочисленные вопросы тестов. Но если вдуматься, того, кто быстро и четко ставит галочки на листках со стандартными вопросами, вряд ли можно назвать интеллектуалом.
 
Человек, обладающий интеллектом, прежде всего стремится узнать больше, не боится нового, умеет применять все свои знания и способности для решения самых неожиданных задач. Он любопытен, талантлив, может освоить любую новую для себя область. Яркий образец – Шерлок Холмс, который может и разгадывать самые запутанные преступления, и ставить химические опыты, и играть на скрипке, и мастерски перевоплощаться. Интеллектуал эффективно использует все, чем обладает, – восприятие, память, мышление, воображение, опыт. То есть интеллект – это одновременно способность делать заключения, планировать, решать проблемы, абстрактно мыслить, понимать сложные идеи и быстро обучаться.
 
Формирование этой удивительной всеобъемлющей умственной способности начинается с рождения ребенка, и даже раньше, если принять во внимание влияние наследственности и обстоятельств беременности мамы.
 
Наследственность
 
Часто об умном, схватывающем все на лету ребенке говорят: «Ему дано». Кем? Как это «что-то» передалось?
 
Учеными было проведено интересное исследование. Были взяты 2 группы приемных детей. Условия в приемных семьях были у всех одинаково хорошими, а биологические матери детей различались по уровню интеллекта. Биологические матери детей из первой группы имели интеллект выше среднего. Около половины детей из этой группы продемонстрировала интеллектуальные способности выше средних, другая половина - средние. Биологические матери детей из второй группы имели несколько сниженный (но в пределах нормы) интеллект. Примерно 15% детей этой группы показали невысокие оценки интеллекта, у остальных уровень интеллекта соответствовал среднему уровню детей первой группы.
 
Приведенный пример показывает, что наследственность может иметь значение, но далеко не всегда и не такое существенное, какое ей обычно приписывают. Гораздо большую роль в развитии интеллекта играет среда, в которой ребенок растет и развивается, а также его ближайшее окружение.
Беременность и роды
 
К сожалению, многие будущие мамы или совсем не готовятся к беременности или готовятся формально.
 
Как может женщина, которая сама имеет кучу болячек, нормально забеременеть, без проблем выносить и сама родить здорового ребенка? Если кишечник или почки женщины плохо работают, то может быть нарушено состояние внутренней среды организма, кровообращение и обеспечение плода питательными веществами и кислородом. Отсюда и низкий вес ребенка, и невысокий уровень жизнеспособности, и травмирующие роды. В результате развитие малыша может несколько отличаться от развития сверстников.
 
Уровень здоровья ребенка
 
«В здоровом теле – здоровый дух» – с этим сложно не согласиться. Чтобы активно развиваться, малышу прежде всего нужна энергия, а при плохом самочувствии все силы организм тратит на то, чтобы поскорее восстановиться, – тут уже не до интеллектуального развития. Поэтому важно сбалансировать и совмещать тренировку ума и физические нагрузки, поддерживать иммунитет и не переутомляться.
 
Семья
 
Ребенок развивается именно в общении и взаимодействии со взрослыми, и самые влиятельные взрослые для дошкольника – это родители. Социологи и психологи отмечают, что уровень интеллекта в среднем выше у социально благополучных слоев населения, в семьях с высоким уровнем образования родителей и средним достатком.
 
Среда включает в себя, безусловно, и образ жизни семьи, привычки, традиции, разговоры и всю обстановку. В семьях, где принято уделять время собственному интеллектуальному развитию – чтению, походам в музеи, обсуждениям нового и интересного, дети привыкают к общему настрою любознательности. По такому же принципу образуются династии – музыкантов, врачей, учителей – дети с раннего детства впитывают интересы и увлечения родителей, если им позволяют участвовать во «взрослой» увлекательной жизни.
 

Каталог