Дети и игрушки: почему не играют?

Дети и игрушки

Довольно часто современные родители сталкиваются с тем, что их дети не играют купленными для них игрушками. Они ему не интересны, пылятся без дела  - малыш гораздо охотнее возится рядом с мамой на кухне, играя кухонной утварью.
Нормальна ли такая ситуация и в чем ее причина, нужно ли что-то предпринимать, или интерес к игрушкам возрастет у ребенка сам, со временем?
Как правило, у большинства современных детей, почти независимо от уровня доходов семьи, игрушек гораздо больше, чем ему нужно и полезно иметь. При появлении малыша родители начинают покупать ему те игрушки, о которых сами мечтали в детстве и которых не имели. Мамы с упоением покупают кукольные сервизы и кроватки, папы  - железные дороги впечатляющих размеров и разного рода машинки.
Вторая причина превращения Вашей квартиры в игрушечный склад – подарки близких.
По любому поводу бабушки, дедушки и другие гости приносят малышу разные игрушки. Считается просто дурным тоном прийти в дом, где есть ребенок, и не принести ему что-то в подарок.
Значительную часть игрушечного имущества современного ребенка составляют развивающие и обучающие игрушки. Их сейчас очень много, и родители скупают буквально все подряд, не очень присматриваясь к той или иной игрушке.
Обучающие и развивающие игрушки, конечно же, должны у ребенка быть. Весь вопрос в количестве, качестве и способе их применения. Развивающие игрушки малыш может адекватно использовать только тогда, когда рядом есть заинтересованный взрослый, который доброжелательно покажет ребенку, что именно можно делать с этой игрушкой.
Если же они лежат "в навале", россыпью и вперемешку с другими игрушками - то толку от них почти никакого. И вряд ли ваш ребенок станет использовать такую игрушку по назначению.
Вот и выходит так, что в один прекрасный момент Вы вдруг осознаете, что от раскиданных по квартире игрушек яблоку негде упасть. 
При этом, как уже было сказано, к большинству из них ребенок совершенно равнодушен. 
Вспомните известный эпизод из "Цветика-семицветика" - девочка Женя говорит - "Хочу, чтобы все игрушки мира были мои". И дальше сама не знает, что с ними делать, так как во что  играть с таким немыслимым количеством всего в голову совершенно не приходит.
К сожалению, многие современные дети оказываются в очень похожем положении. Большое количество игрушек обесценивает их значение для ребенка.
Так что же делать современным родителям, как правильно организовывать дома игровое пространство и, самое главное, сделать так, чтобы игрушки не надоедали?

Не превращайте квартиру в склад игрушек

Как уже было сказано, не стоит покупать малышу все подряд. Никакого удовольствия десятая машинка вашему сынишке не принесет. Да и Вы вряд ли будете рады тому, что дома не осталось места от игрушек ребенка. 
Также не стоит выбирать игрушки по цене, покупая малышу самое дорогое, лучше купить то, что ему действительно понравилось. При этом, конечно, не забудьте проверить наличие документов, подтверждающих соответствие игрушки санитарным нормам.

Создание игрового пространства и его организация

Устраивая детскую, помните, что для ребенка вещи, которые его окружают, - это целый мир, в котором он будет расти, и учиться всему новому.
Психологи и педагоги считают, что оптимальное расположение игрушек - на уровне глаз ребенка, на неглубоких открытых полочках. То есть лучше всего подойдет для игрушек стеллаж, крепко привинченный к стене. 
Помните, что примерно до 3 лет ребенок гораздо лучше играет, если порядок на игровых полочках поддерживают взрослые. Дело в том, что дети в этом возрасте играют увлеченно лишь до тех пор, пока могут разрушать порядок и разламывать конструкции, созданные кем-то. И как только все разрушено - интерес к игрушкам и игре, как правило, пропадает.
Идеально, если в детской комнате присутствует игровая зона, и все игрушки "живут" именно там. 
Для ребенка хорошо, если маленькие звери лежат отдельно, машинки отдельно, а конструкторы не перемешаны между собой. Так малышу проще научиться играть, а не создавать вокруг себя хаос.

Как сделать так, чтобы игрушка не надоедала

Один из простых и доступных способов – периодически убирать игрушку подальше. Этот же способ позволяет уменьшить количество игрушек. Если Вы разделите все игрушечное имущество ребенка на 3 или 4 примерно равноценные части, 3/4 уберете и будете менять игрушечную "экспозицию" раз в неделю - ребенок собственные игрушки будет воспринимать почти как новые.
Есть такой известный классический эксперимент - маму просят из всех имеющихся игрушек выбрать ту, в которую ее ребенок любит играть меньше всего, и в течение двух недель ежедневно по несколько минут играть с ребенком именно в эту игрушку. Результаты такого поведения превосходят все ожидания - игрушка становится из самой нелюбимой наиболее предпочитаемой. Ребенок и потом еще долгое время выбирает эту игрушку даже при самостоятельной игре.
Дело в том, что для ребенка именно эта игрушка стала насыщенна присутствием мамы. Беря ее в руки, он вспоминает все предыдущие дни совместной игры, что и как мама с ней делала. На этой игрушке, как говорят психологи, теперь лежит "печать общения".
Важно понимать, чтобы малыш играл, необходимо, чтобы взрослые играли вместе с ним. А иначе он будет играть только в любимые игрушки мамы и папы – кастрюльки, расчески, мобильные телефоны и т.д. Ведь не секрет, что дети всем другим предпочитают те предметы, которыми пользуются взрослые.

Уборка игрушек, как навык самостоятельности

По мнению большинства психологов, для развития ребенка полезно, чтобы у него присутствовали минимальные домашние обязанности. Дело в том, что их выполнение формирует способность отвечать за себя, концентрировать внимание, пробовать доводить начатое дело до конца. Избавив ребенка от "неприятности" сбора игрушек, Вы ему не поможете, а некоторым образом помешаете осознавать мир и себя в этом мире.
Естественно, большинству родителей гораздо проще и спокойнее убрать игрушки самим. Но если привычка участвовать в уборке детской не возникнет у малыша рано, до трех лет, то после сформировать ее будет гораздо труднее, так как ребенок станет активнее сопротивляться.
Старайтесь находить время, силы и фантазию, чтобы вызывать у ребенка интерес к уборке игрушек. Сюжеты при этом могут быть разные. Помните лишь, что для начала ему точно потребуется Ваша помощь.

Если в семье несколько детей

Основное правило можно сформулировать так - если в семье несколько детей, то основная масса игрушек (примерно 80%) должна быть общей, и по поводу них нужно договариваться - как их делить, что на что менять, кто и когда будет их убирать. Но у каждого ребенка, которому уже исполнилось 2 года, должен быть свой неприкосновенный ящичек, сундучок с игрушками и право этими игрушками не делиться. Подобный подход сократит количество ссор из-за игрушек.

В заключение, помните, что игрушки, как и книжные иллюстрации, и обстановка детской во многом формируют эстетический мир и вкусы ребенка. Покупайте игрушки правильно

Каталог