Игры на свежем воздухе

Если вы решили немного отдохнуть, прогулка в хороший солнечный день — прекрасный способ провести время с ребенком. 

Постарайтесь воспитать в малыше живого и умного наблюдателя. Расскажите ему о бесконечном разнообразии мира, который начинается сразу за дверями дома. Сама прогулка должна восприниматься как праздник. Если ребенок начнет радоваться прогулке и возможности подвигаться, она станет для него здоровой привычкой на всю жизнь.

Нам хотелось бы поделиться некоторыми идеями, как сделать прогулки более приятными, а к разговорам и удовольствию от солнечного света добавить еще кое-что.

Игра с часами
Спрячьте во дворе какое-нибудь «сокровище» и предложите ребенку найти его. Возьмите с собой во двор настольные или ручные часы и расскажите маленькому кладоискателю, как определять направление, используя цифры на часах. Намекните ему, где нужно искать. Например, если вы оба «стоите на цифре шесть», скажите ребенку, что предмет можно найти, сделав несколько шагов по направлению к цифре «двенадцать», или же усложните ему задачу, отправив сначала к «четырем часам». 
С малышами можно использовать слова «горячо» и «холодно», «налево» и «направо», «вперед» и «назад».

Кто первый увидит
Выберите какой-либо объект — красный автомобиль, газетный киоск или окошко с цветами — и посмотрите, кто первым его заметит. С детьми постарше можно усложнить задачу, например, высматривать определенный дорожный указатель или человека с кожаным чемоданчиком.

Собираем всякую всячину
Возьмите с собой на прогулку сумку или небольшую коробку, чтобы складывать туда ваши находки. Смотрите по сторонам, не попадется ли вам что-нибудь такое, что можно было бы принести домой и показать всей семье. Например, вы можете найти блестящий камушек, красивый лист или какой-нибудь толстый стручок. Имейте в виду — то, что завораживает вашего ребенка, может показаться вам мусором, но если находка безвредна, разрешите малышу взять ее с собой.
Вернувшись домой, разложите ваши находки на полу или на столе и внимательно рассмотрите их. Вечером пусть малыш продемонстрирует их остальным членам семьи. У некоторых детей может возникнуть желание собирать коллекцию необычных камешков, листиков и чего угодно, что им нравится. Дайте ребенку коробку из-под обуви, чтобы он мог хранить в ней свою коллекцию.

Далеко ли это?
Гуляя с ребенком, выберите какой-нибудь объект на недалеком от вас расстоянии, например, фонарь у дороги, и сосчитайте, сколько до него шагов. Затем выберите что-нибудь другое. Сравните, насколько отличается расстояние до обоих объектов, измеренное шагами. Постарайтесь вместе с ребенком прикинуть, сколько шагов потребуется, чтобы подойти к какому-то близкому объекту. Например, вам потребовалось двадцать шагов, чтобы дойти до почтового ящика, а теперь отгадайте, чтобы дойти до песочницы, потребуется больше или меньше шагов. Вы можете дойти до какого-то места обычными шагами, потом повернитесь кругом и посмотрите, насколько меньше шагов вам потребуется, если обратно вы пойдете, увеличив шаг.

Этот шумный мир
Когда вы гуляете, прислушивайтесь ко всем звукам и шуму вокруг вас. Помогите ребенку научиться различать звуки. Отправляясь на прогулку в парк или в лес, прислушайтесь к звукам природы — пению птиц, шуму листвы, ветру, лаю собак, шуршанию ног по тропинкам. Гуляя в городе поразмышляйте о шумах и звуках, которые издают сирены пожарных, полицейских машин и машин скорой помощи, о тех звуках, которые мы слышим, оказавшись рядом с людьми, — чей-то разговор, смех, какая-то запись или шум телефона. Прислушайтесь, с каким звяканьем падают банки в мусорный бачок, с каким звуком скачут на спортивной площадке баскетбольные мячи и т.д. 
Постарайтесь придумать вместе слова, чтобы описать звуки, которые вы слышите. Как бы вы назвали звук, который издает сирена?

Сколько потребуется времени?
Возьмите игрушечные часы и поставьте их стрелки точно на то время, когда вы выходите из дому (вы сами можете быстро сделать бумажные часы - нарисуйте по кругу цифры, а чтобы к его центру прикрепить стрелки, используйте скрепку или заколку).
Вернувшись с прогулки, сравните положение стрелок на игрушечных часах и на настоящих. Подсчитайте, сколько времени вы гуляли. Передвигайте по циферблату стрелки бумажных часов до тех пор, пока они не покажут то же время, что и настоящие часы. Это даст ребенку представление о том, сколько прошло времени. 
Если вы будете так делать после каждой прогулки, то малыш усвоит, что незначительное передвижение стрелок означает мало времени, а когда стрелки передвигаются на большее количество делений, это означает, что вы гуляли дольше.

Горячо? Холодно?
Во время прогулки обратите внимание ребенка на то, что все предметы разные на ощупь. Рассмотрите предметы из разных материалов. Потрогайте окружающие вас вещи и сравните свои ощущения. Например, как-нибудь жарким днем предложите ребенку потрогать землю, а потом кузов припаркованной машины и сравните их температуру. Сделайте то же самое в холодный день. Ваш ребенок интуитивно поймет, что металл это хороший проводник тепла, что темные объекты притягивают солнечные лучи и что земля сохраняет тепло. Опишите разные качества предметов, которые вы трогаете. Отметьте, что кирпичи на ощупь твердые и шероховатые. Кора дерева тоже шероховатая, но совершенно иначе. Найдите предметы, которые были бы мягкие или клейкие, колючие или мокрые.

Сколько всего?
Выберите на улице что-нибудь для подсчета. Например, покажите ребенку какое-нибудь дерево, скажем, тополь. Научите узнавать его, и потом сосчитайте, сколько тополей на улице, по которой вы гуляете. Можно сосчитать и сколько прошло людей в очках, сколько зеленых машин припарковано на вашей улице или сколько магазинов в вашем микрорайоне.

Мячом об стенку
Такая игра – отличный способ помочь ребенку развить зрительную и двигательную координацию. Нужно бросить мячик об стену и поймать его после того, как он, ударившись о землю, подпрыгнет один раз, два раза, три раза. Вы можете придумывать и другие задания, в зависимости от умения и интересов вашего малыша.

Наблюдение за птицами
Почему бы вам и вашему малышу не поинтересоваться, какие птицы водятся в вашей местности, и не научиться их узнавать? Купите книгу о птицах и посмотрите, какие они бывают. Вы можете повесить в кухне картинки с изображением разных пернатых и, возвращаясь с прогулки, проверять, кого из них вам удалось увидеть. Иногда, под настроение, попробуйте вместе с ребенком сочинять какие-нибудь незатейливые стишки или истории на эту тему. Если будет желание, устройте для птиц кормушку.

 «Слепая» прогулка
Гуляя с ребенком в парке, спросите, не хочется ли ему попробовать ощутить мир, не видя его, полагаясь только на осязание и обоняние. Если малышу это интересно, завяжите ему глаза, возьмите за ручку и подведите к дереву, или к каким-нибудь цветам, или кустарнику, или чему-нибудь другому, что он может потрогать и понюхать.

Учимся смотреть и видеть
Детям постарше, которые любят рисовать, покажется привлекательной возможность провести время вместе с вами где-нибудь на природе и там заняться живописью. И неважно, создаст ли при этом ваш ребенок шедевр или нет, вы все равно сотворите чудо, если пробудите в нем умение наблюдать. Ребенок начнет замечать тени, размеры предметов и их цвет.

Купите ребенку и себе наборы бумаги для рисования и несколько карандашей или краски. Возможно, есть смысл потратиться и на два складных стульчика. Закупив все необходимое, решите, какого рода натуру вы хотели бы запечатлеть в своем рисунке. Может быть, вам нравятся дома интересной архитектуры неподалеку от вас или деревья в парке, а может быть уличные фонари, дорожные указатели, животные в зоопарке? 

Рисуя с вами на природе, малыш получит массу положительных эмоций, научится наблюдать и различать особенности тех или иных предметов, и совершенно не важно, получится ли при этом его рисунок.
 

Каталог