Этапы развития малышей от 0 до 2 лет

Как развивается малыш от рождения до двух лет

Каждый малыш - индивидуален и развивается по своим собственным законам. Вы прочитали, что некоторые дети начинают переворачиваться в 5 месяцев, а ваш шестимесячный карапуз все еще изображает неповоротливого лежебоку? У соседей 11-месячный ребенок уже вовсю ходит, а вашему исполнился год и месяц, но интереса к прямохождению не появилось? Словом, вы беспокоитесь, что ребенок развивается не так, как положено в его возрасте?
 
Не стоит всерьез сравнивать развитие своего малыша с другими детьми или дословно сопоставлять его характеристики со строгими таблицами.Важно понимать, что дети развиваются в своем собственном темпе, и единственное, на что действительно стоит обращать внимание, это на индивидуальный прогресс – то есть то, насколько продвинулся ваш малыш по сравнению с предыдущим месяцем или неделей.
 
Это нужно знать!!!
Важно понимать, что развитие делится на несколько категорий:
 
Социальное развитие: как малыш воспринимает лица и голоса, учится улыбаться, издавать звуки и налаживать общение.
 
Речевое развитие: оттачивание звуков и развитие пассивного словарного запаса (активный словарный запас появится позже; в раннем возрасте, особенно до года, гораздо важнее, насколько хорошо ребенок понимает речь родителей).
 
Развитие крупной моторики: как малыш учится держать голову, сидеть, подтягиваться, переворачиваться, ходить.
 
Развитие мелкой моторики: как ребенок хватает различные предметы, насколько ловко управляется с игрушками и т.п.
 
Развитие: месяц за месяцем
В нашем обзоре каждый этап развития отнесен к определенному месяцу жизни, в котором малыш уже может его достичь. Помните, что дети развиваются с разной скоростью, и если ваш ребенок еще не успел освоить некоторые навыки, это не означает, что с ним что-то не так. Возможно, малыш нагонит своих сверстников позже – через месяц, два или даже три. Если вас все же беспокоит сильный отрыв от «образцово-показательных» данных, проконсультируйтесь с врачом. Задержка в развитии, возможно, указывает на проблемы со здоровьем, но скорее всего вы убедитесь, что у ребенка все в порядке и надо просто подождать.Недоношенные дети очень часто развиваются медленнее своих ровесников. Для них запаздывание на месяц, два или больше – скорее норма.
 
Первый месяц:
•    Лежит свернувшись, как в матке, ручки и ножки согнуты, кулачки сжаты
•    Мышцы иногда подергиваются
•    Может слегка поднимать голову
•    Следит взглядом за предметом в радиусе 45 градусов
•    Различает черно-белые изображения
•    Демонстрирует вызывающее привязанность поведение: плачет, прижимается, гулит
•    Отличает голоса родителей от других голосов (успокаивается, когда слышит ваш голос)
•    Появляются требовательные крики (грудные звуки, напоминающие ворчание)
•    Проявляет внимание, когда вы с ним разговариваете
•    Улыбается во сне
Второй месяц:
•    Устанавливает зрительный контакт с родителями: удерживает взгляд, изучает лицо
•    Ручки и ножки расслабляются, частично распрямляются и отодвигаются от туловища
•    Лежа на животе, поднимает голову почти на 45 градусов
•    Голова покачивается, когда вы поддерживаете малыша в сидячем положении
•    Мышечные судороги проходят
•    Выражает эмоции, перенимает ваше настроение, отдаленно копирует мимику
•    Улыбается в ответ на вашу улыбку, нежные слова и т.п.
•    Размахивает руками, может непродолжительное время держать погремушку
•    Следит взглядом за раскачивающимися предметами
•    Ищет глазами источники звуков
•    Гулит, издает пронзительные крики, горловые смешки
•    Успокаивает себя сосанием большого пальца
•    Протестует, если его потребности не удовлетворяют
Третий месяц:
•    Играет своими ручками, сосет пальцы и кулачки
•    Полностью отводит ручки и ножки от туловища
•    Ненадолго переносит вес на ноги, пока вы держите его в положении стоя
•    Может некоторое время держать голову прямо, когда сидит, переворачивается со спины на бок
•    Пытается ударять по предметам
•    Держит погремушку дольше, трясет ею
•    Хватает окружающих за одежду и волосы
•    Следит взглядом за предметами в радиусе 180 градусов
•    Услышав звук, оборачивается и смотрит в сторону источника
•    Тянет гласные звуки: «ааа», «ооо», «иии»
•    Разные потребности начинает выражать разными криками (вы можете по характеру крика определить, что беспокоит малыша: голод, мокрый подгузник и т.д.); издает более громкие крики
•    «Отвечает», когда к нему обращаются
•    Узнает лица, голоса и предметы
•    Улыбается, когда видит знакомых людей – бабушек, дедушек, братьев и сестер
•    Начинает смеяться
•    Знакомится с причинно-следственными отношениями: ударю по карусели – она вертится!
Четвертый месяц:
•    Точно следит за перемещением предмета: лучше оценивает расстояние, пристально вглядывается
•    Стоит с поддержкой
•    Сидит, опираясь на руки
•    Лежа на животе, может поднимать голову и плечи на 90 градусов; поворачивает голову на 180 градусов
•    Опирается на локти
•    Переворачивается с живота на бок
•    Тянется двумя руками, притягивает к себе висящую перед ним игрушку
•    Изучает одежду, похлопывает маму по груди
•    Хватает предметы обеими руками
•    Меняет форму рта, чтобы менять звуки: «а-оо»
•    Пускает пузыри, плюется
•    Демонстрирует коммуникативные жесты (например, хлопает руками, чтобы сказать «возьми меня на ручки»)
•    Понимает, что вещи и живые существа имеют названия (например, «кошка»)
Пятый месяц:
•    Начинают резаться зубы
•    Берет предметы точным движением руки
•    Сидит, опершись, на полу и с подушкой в высоком детском стульчике
•    Стоит, держась руками за опору
•    Переворачивается с живота на спину
•    Лежа на спине, подтягивает стопы ко рту, может играть с пальцами ног
•    Качается на животе (как «лодочка»)
•    Извиваясь, перемешается по полу на полметра
•    Перекладывает игрушки из руки в руку и в рот
•    Следит за падающими предметами
•    Произносит «Агу!» или схожие комбинации гласных и согласных звуков
•    Улыбается своему отражению в зеркале
•    Пытается имитировать звуки, интонации и жесты; следит за движениями губ
•    Может проявлять интерес к твердой пище
•    Начинает исследовать части тела
•    Во время игр на лице начинает появляться сосредоточенное выражение
•    Отталкивает рукой вашу руку, когда вы даете что-то невкусное
Шестой месяц:
•    Некоторое время может сидеть самостоятельно
•    Начинает жевать и кусать
•    Лежа на спине, поднимает грудь и часть живота, перенося вес на руки
•    Стоит некоторое время, прислонившись к мебели
•    Переворачивается в обе стороны
•    Указывает на игрушки
•    Загребает к себе предметы всей ладонью
•    Держит бутылочку
•    Произносит более длинный ряд разнообразных звуков
•    Экспериментирует с громкостью и высотой звуков
•    Выражает настроение звуками и языком тела: громко кричит, смеется животом, хлопает руками, кряхтит, ворчит, опускает глаза
•    Лучше копирует мимику окружающих
•    Дольше изучает игрушки и думает, что еще с ними можно сделать
6-9 месяцев:
•    Сидит прямо без поддержки
•    Наклоняется вперед за игрушкой
•    Ползает на руках и коленях
•    Подтягивается в стоячее положение; стоит, опершись на мебель
•    Берет мелкие предметы большим и указательным пальцами
•    Хватает игрушки на лету; роняет их, чтобы посмотреть, как они падают
•    Пьет из чашки, кормит сам себя
•    Отзывается на свое имя
•    Лепечет хаотичные сочетания согласных и гласных (а, да, ле, ма, хи)
•    «Разговаривает», когда другие разговаривают
•    Появляются вкусовые предпочтения
•    Управляет окружающими: приглашает жестами к игре, тянется, просясь на ручки
•    Вкладывает мелкие емкости в большие, знакомится с понятиями «засунуть» и «высунуть»
•    Боится незнакомых людей
9-12 месяцев:
•    Переползает через препятствия
•    Переходит из четверенек в положение сидя
•    Заползает на низкие диваны, кресла; спускаться не умеет
•    Ходит вокруг мебели; ходит с поддержкой
•    Делает первые неуверенные шаги, широко расставив ноги; часто падает
•    Показывает предметы указательным пальцем
•    Меняет форму кисти в соответствии с формой предмета, который собирается взять
•    Ставит кубики один на другой
•    Начинает проявляться доминантная рука
•    Понимает слово «нельзя»
•    Произносит слова из двух слогов (ма-ма, па-па, да-да), правильно ассоциирует слова с людьми
•    Имитирует звуки – кашель, щелканье языком
•    Понимает жесты (например, машет рукой на прощанье)
•    Ищет игрушки там, где в последний раз их видел
•    Слова ассоциируются с действиями (вы говорите «пойдем…», и малыш смотрит на дверь)
•    Успокаивается, когда слышит ваш голос из другой комнаты: «Мама идет!»
•    Играет с емкостями: наполняет, выливает
•    Демонстрирует боязнь разлуки: нервничает, когда вы уходите из поля зрения
12-15 месяцев:
•    Ходит самостоятельно, испытывает различные способы ходьбы
•    Заползает вверх на диваны и кресла, спускается спиной вперед
•    Поднимается на ноги без опоры; садится на корточки
•    Учится использовать столовые приборы, зубную щетку, расческу, телефон
•    Открывает шкафы, достает их содержимое
•    Играет с цилиндрами разного размера
•    Бросает мяч
•    Самостоятельно ест
•    Произносит 4-6 слов
•    Произносит части слов
•    Говорит «нет»
•    Узнает имена и указывает на знакомых людей; ассоциирует знакомые предметы со словами
•    Понимает и выполняет одношаговые просьбы («Кинь маме мячик»)
•    Начинает понимать связь между предметами: подбирает подходящие крышки к кастрюлькам, строит из кубиков
•    Появляется задумчивое выражение лица
15-18 месяцев:
•    Понимает простую речь
•    Ходит кругами, ходит назад, делает повороты; щеголяет своими умениями
•    Останавливается и нагибается, чтобы поднять игрушку
•    Поднимается вверх по лестнице, держась за вашу руку
•    Катается, отталкиваясь ногами от пола, на четырехколесных игрушках
•    Бросает мяч от плеча
•    Пытается бить ногой по мячу
•    Самостоятельно садится на стульчик
•    Рисует хаотичные линии и полукруги
•    Вытаскивает ящики
•    Говорит 10-20 слов; полностью произносит слова
•    Соединяет два коротких слова («пока-пока», «нет-нет»)
•    Составляет первые предложения («пойдем гулять»)
•    Реагирует на вербальные просьбы, не сопровождающиеся жестами
•    Повторяет за взрослыми
•    Понимает значение слов «вверх», «вниз», «снимем», «горячо», «другой»
•    Использует слова для выражения голода («ням-ням»)
•    Сортирует фигуры, кольца разного размера
•    Находит знакомые предметы в книжках с картинками («Найди машину!»)
•    Вставляет круглую деталь в круглое отверстие
•    Частично проходит боязнь разлуки (появляется способность сохранять мысленные образы людей, теряя их из поля зрения)
18-24 месяца:
•    Бегает, пытается убежать от взрослого
•    Смотрит под ноги, чтобы обходить препятствия
•    Прыгает на месте и спрыгивает со ступеньки
•    Крутит педали у трехколесного велосипеда
•    Уверенно бьет ногой по мячу
•    Поднимается по лестнице без поддержки, ставя обе ноги на каждую ступеньку; для спуска требуется помощь
•    Открывает двери
•    Разворачивает упаковки
•    Моет руки, снимает одежду
•    Строит башни из 6 кубиков
•    Складывает бумагу; справляется с простыми паззлами
•    Бросает мяч через голову
•    Усаживается за стол
•    Разборчиво произносит 20-50 слов
•    Пытается произносить слова, состоящие из нескольких слогов
•    Отвечает на вопрос «Что говорит собачка?»
•    Составляет предложения из трех слов («Хочу еще гулять»)
•    Хотя говорит мало, понимает все
•    Пытается произносить «трудные» слова («антилопа», «вертолет»)
•    Может назвать свое имя и фамилию
•    Мурлычет и поет себе под нос
•    Ноет, устраивает истерики, кусается, громко визжит (да, в этом возрасте это нормальное поведение)
•    «Помогает» по дому
•    Думает, прежде чем взяться за выполнение задачи
•    Начинает демонстрировать упрямство – например, в еде
•    Понимает и запоминает двухэтапные просьбы («сходи на кухню и принеси папе булочку»)
•    «Читает» книжки с картинками

 

Каталог