Как научить ребенка держать ложку и кушать самостоятельно

Как научить ребенка держать ложку и кушать самостоятельно
 
Умение самостоятельно кушать – сложный навык, для освоения которого и малышу, и его родителям потребуется масса времени, терпения и олимпийского спокойствия. Но если сделать все правильно, этот период жизни вашей семьи подарит море позитива, счастья и незабываемых веселых моментов.
 
Поделимся секретами, когда и как обучать ребенка.
 
Ложка – особая игрушка
Для детей раннего возраста все, что попадает в поле зрения, а тем более в руки, вызывает неподдельный интерес. И первый вопрос, который возникает в пытливой младенческой головке: «А как с этим можно играть?» Познавать мир через игры увлекательно и совсем не страшно. Но если с молчаливого одобрения родителей можно облизать папину обувь и забраться в мусорное ведро, чтобы поиграть с его содержимым, то ложка во всех ситуациях должна быть ложкой. Что это значит?
 
С того момента, как мама впервые даст малютке ложечкой питье или прикорм, у него появляется и постоянно закрепляется понимание назначения этого столового предмета. Родители в будущем сэкономят себе немало нервных клеток, если будут мягко, но настойчиво ограничивать поведение своего чада в определенных рамках. То есть ложку можно держать и перекладывать в ладошке, подолгу мусолить во рту, кормить ею кукольных друзей и всех домочадцев, возить по тарелке или стучать по чашке (только сидя в стульчике для кормления). Но если, наигравшись так, начать бросать ее на пол, то мама поднимет и подаст ее только два раза подряд, на третий положив в шкаф для посуды. И по дому ходить с ней, проверяя на прочность все щели и розетки, не разрешит, и в песочницу вместо лопатки не даст.
 
Так у малыша гораздо быстрее закрепится своеобразный рефлекс: ложка в руке – надо кушать. Дальше, когда малыш уже начнет есть самостоятельно, его надо будет только поддерживать. То есть, как только увидели, что утоливший голод кроха, заскучав за столом, начинает отвлекаться, — докормить его. А если он уже использовал ложку как боевое орудие для метания остатков еды, сразу же спокойно останавливать сражение.
 
Всему свое время
У новорожденных детей есть бессознательный хватательный рефлекс. Если вложить им ложечку в ладонь, они крепко ее сжимают. Но очень быстро выпускают из руки, даже не проследив, куда она упадет. Поэтому надо подождать, пока ребенок не потянется к ложке сознательно. Это происходит обычно во время кормления: мама подносит порцию водички или прикорма, а малютка хватает ее за палец и широко открывает ротик. Не отводите руку крохи, а одобрительно улыбнитесь и замедлите свои движения, дав ему возможность получить удовольствие от своих первых попыток себя покормить. С каждым разом движения младенца будут становиться все точнее, и он вскоре схватит уже не мамин палец, а ложку. Причем он сразу же уверенно потянет ее в тарелку за новой порцией еды. Не мешайте ему: несколько дней или недель вам так и придется держать ложечку вдвоем, пока он решительно не отстранит вашу руку. С этого момента сразу готовьте две ложки: одну – для него, вторую – чтобы одновременно его докармливать.
 
Обратите внимание: ваш малютка уже ест самостоятельно!
На каком месяце жизни кроха впервые захочет поучаствовать в процессе кормления, зависит от индивидуальных особенностей его развития. В среднем живой интерес к приему пищи появляется после 4-х месяцев, попытки «помочь маме» — после 6-8, а первое самостоятельное попадание ложкой в рот – после 10 месяцев. Полностью самостоятельно (без докорма) дети начинают кушать в возрасте от двух лет, а аккуратно – не ранее трех. У подвижных и темпераментных малышей еда может оказаться под столом и в пять лет.
 
Что надо делать, чтобы научить ребенка кушать самостоятельно
1. Нетравматичная, удобная и привлекательная ложка.
Лучший вариант – детская, не причиняющая боли и легко умещающаяся в ладошке. Вначале – из мягкого силикона, затем (когда прорежутся клыки) – из более плотной пластмассы.
 
2. Подходящий стульчик для кормления.
Ребенок сможет полноценно орудовать ложкой только после того, как будет устойчиво сидеть, не отвлекаясь на попытки удержаться, чтобы не упасть.
 
3. Личный пример домочадцев.
Замечено, что быстрее начинают самостоятельно кушать те дети, которых сажают за общий стол. Особенно полезен пример старших братьев и сестер.
 
4. Постоянство и настойчивость.
После того, как малыш проявил желание есть без помощи взрослого, надо давать ему эту возможность в начале каждого приема пищи. И не торопитесь сразу его докармливать, иначе задавите на корню всю инициативу маленького человечка.
 
5. Тарелка с присоской.
Какая разница, что находится внутри игрушки, если она так забавно скользит по столу и с громким звоном падает на пол? А еще мама так смешно вскрикивает, подпрыгивая со своего стула и ползая потом на коленках по полу…
 
6. Отсутствие посторонних раздражителей.
 
7. Проявляйте терпение и спокойствие.
 
Любое выражение агрессии, как то недовольный взгляд или громкий возглас, могут испугать малютку и надолго отбить у него охоту даже прикасаться к ложке. Намного приятнее видеть ободряющую улыбку и слышать искреннюю похвалу. Расшалившийся непоседа быстрее успокоится, если поймет, что его непозволительные игры с едой родители без эмоций игнорируют.
 
Как получать удовольствие от кормления
Через этап неряшливости в еде проходят все дети без исключения. Просто родители воспринимают его по-разному: как катастрофу или как доказательство, что малыш развивается нормально и становится самостоятельным. Потому одна мама будет кривиться от отвращения, а другая  – светиться от счастья.
 
Как сохранить себе нервные клетки?
Уберите из «зоны обстрела» все ценные и плохо очищающиеся предметы интерьера, которые вы не хотите видеть разбитыми или измазанными: дорогой фарфор, антикварное плюшевое кресло, ручной работы ковер с пола и гобелен со стены. По возможности отодвиньте стульчик для кормления подальше от штор.
 
Завязывайте крохе нагрудник. Держите про запас сразу несколько штук.
Перед кормлением надевайте ребенку и себе только ту одежду, которая легко отмывается, и ее не жалко часто стирать.
 
Отложите косметический ремонт в кухне до тех пор, пока карапузу не исполнится хотя бы 2 года. Тогда, чтобы уменьшить ущерб для остальных помещений в доме, эту комнату можно будет превратить в детскую творческую мастерскую. Поставьте сюда столик для занятий и лепите, делайте аппликации, рисуйте – в том числе и на обоях.
 
Не можете заставить себя долго терпеть беспорядок? И не надо! Малыш аккуратности учится в первую очередь у родителей. Потому заранее положите под стол смоченную в обезжиривающем растворе половую тряпку, рядом с тарелкой – бумажные салфетки. Тогда вы сможете без шума и отвлекающей суеты собирать разлетающуюся пищу и по мере загрязнения очищать ручки и мордашку ребенка.
 
И последний совет: фотографируйте! Приступ отчаяния или злости при виде устроенной вакханалии пройдет мгновенно, как только вы запечатлеете радостную измазанную мордашку на пленку. Разглядывая получившиеся кадры, вы уже будете улыбаться, испытывая чувство умиления и огромное счастье. Ведь у вас растет такое замечательное чудо!

Каталог