Методики развития малышей: краткий обзор

ОБЗОР МЕТОДИК РАЗВИТИЯ МАЛЫШЕЙ

Всем известно, что каждый ребенок развивается по-своему. Тем не менее, есть определенные критерии, ориентируясь на которые можно определить, не отстает ли ребенок в развитии. Отставание в развитии может произойти даже у здорового ребенка, если ему не уделяют внимания.
Ранним считается интенсивное развитие способностей ребенка в возрасте от 0 до 2-3 лет. Обучать ребенка в таком возрасте по традиционным методикам невозможно. 
          Далеко не всегда родители самостоятельно могут продумать систему обучения своего малыша. 
Именно поэтому и разрабатываются специальные методики.
Методику обучения конкретного ребенка лучше подбирать индивидуально, в первую очередь так, чтобы она ему нравилась. 
Но ни в коем случае нельзя ставить цель сделать из него гения – так Вы несомненно нанесете ему большой вред.
В этой статье мы попытались кратко охватить наиболее известные методики раннего развития детей.


Методика Масару Ибуки

Масару Ибука считал, что начинать развивать своего ребенка надо уже с первых дней его жизни, так как в первые три года мозг развивается очень быстро и за это время сформировывается на 70-80%. Следовательно, в этот период дети быстрее обучаются чему-либо, и можно создать прочную базу, необходимую для получения дальнейших знаний. 
Для достижения хорошего результата малыша необходимо окружить произведениями искусства, включать ему классическую музыку, читать стихи.
Ибука настаивал, что дети должны начинать заниматься различными видами спорта еще тогда, когда они только учатся совершать самостоятельные шаги, так как сильные и хорошо физически развитые люди быстрее усваивают знания. Аналогичного мнения он придерживался и в отношении изучения иностранных языков.
Но самым главным в своей системе развития Масару Ибука считал создание правильного окружения – среды любви, теплоты и веры родителей в силы ребенка. 

Методика Сесиль Лупан

Эту методику нельзя назвать научной. Это скорее образ жизни, при котором мама не ставит перед собой задачу систематического обучения ребенка, а просто дает ему те знания, в которых в данный момент времени он больше всего нуждается. В этой методике нет места обязательным занятиям, проверкам пройденного материала, нудным нравоучениям. Главная идея – развивать ребенка нужно с любовью.
Основные принципы 
1.    Нет лучших преподавателей для ребенка, чем его родители.
2.    Обучение – это замечательная игра, прекращать которую следует раньше, чем ребенок от нее устанет. 
3.    Проверять своего ребенка не нужно. 
4.    Интерес к познанию нового поддерживается новизной и быстротой. 
По мнению Сесиль, ребенок, прежде всего, нуждается в интересе к себе. Родители должны осознать, что чрезмерно опекая его, они мешают развитию малыша, глушат творческие порывы. Для того чтобы вырастить разносторонне развитого малыша, совсем не обязательно посвящать все его свободное время обучающим занятиям. Для этого надо просто быть с ребенком «на одной волне», давая ему то, в чем в данный момент он больше всего нуждается: возможность отдохнуть, погулять, поиграть или чему-то научиться.

Методика Глена Домана

Глен Доман, будучи физиотерапевтом, считал, что дети до года обладают уникальной способностью к обучению. Поэтому он настоятельно рекомендовал начинать заниматься с ребенком практически с пеленок. Он разработал специальные развивающие карточки для работы в двух направлениях – развитие лингвистических и математических данных ребенка. Глен был уверен, что именно эти два вида мыслительной деятельности являются врожденными. 
С одной стороны «математических» карточек рисовались точки, на обратной стороне писалась цифра, соответствующая количеству точек. Такой же принцип используется и при обучении словам. На карточках крупными буквами пишутся слова, а с обратной стороны они повторяются, чтобы вы могли видеть, что показываете ребенку. 
Следует упомянуть и о том, что методика Глена Домана имеет свои минусы. Главный из них в том, что она учит лишь запоминать, но не размышлять.  Таким образом, малыш впитывает огромные объемы информации, но эмоциональное восприятие изучаемых объектов никак не задействовано.

Кубики Зайцева 

Автор методики считал, что азбука вредна, ведь она привязывает букву к конкретному образу. Ребенок запоминает буквы-образы, но потом не может связать их в слова, поскольку необходимость такого слияния образов вызывает противоречие.
За единицу произношения он взял не слог, не букву, а склад – сочетание гласной и согласной, согласной и мягкого или твердого знаков, просто согласную. Именно склады нанесены на грани кубиков Зайцева, а дети учатся складывать из них слова. Для облегчения запоминания складов кубики отличаются между собой по цвету, весу и размеру. После того, как ребенок научился складывать слова, он переходит к простым фразам. Кроме кубиков, в состав пособий методики входят и специальные таблицы, на которых изображены те же буквы, что и на кубиках. Все это представляет собой единую слаженную систему, позволяющие малышу плавно переходить от одного этапа обучения к другому.

ТРИЗ в детском саду

ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) была разработана писателем-фантастом Генрихом Альтшуллером. В последнее время методика ТРИЗ в детском саду стремительно набирает популярность. Ей суть в развитии творческих способностей ребенка через постановочные игры.
Широкую известность получили игры «Теремок», «Маша-растеряша», «Красная шапочка». Играя, ребенок развивает свои аналитические способности и учится решать логические задачи. 
Помимо игр в рамках ТРИЗ существуют и обычные вопросы разного уровня сложности.
Предположим, что в детском саду у всех детей одинаковые чашки. Как же им запомнить свою? Как поступит воспитательница: даст каждому по индивидуальной наклейке и попросит детей наклеить на свои чашки. ТРИЗ же в этом случае будет выглядеть так: побудить ребенка самому придумать и найти отличия на своей чашке. Это будет личным осмысленным решением малыша.
Или вспомним стишок про бычка, у которого «доска кончается, сейчас я упаду». По методике ТРИЗ можно побудить ребенка поразмышлять над следующими вопросами: как помочь бычку не упасть? – Пусть остановится. А если ему нужно продолжать движение? – Нужно подложить другую доску, и так далее.
С помощью этой методики у ребенка формируется сильное логическое мышление, происходит развитие полноценной творческой личности и, конечно же, подготовка к решению различных проблем, которые могут встретиться ему в будущем.

Доска Сегена

Доски форм Сегена были изобретены французским врачом и педагогом Эдуардом Сегеном, отчего и получили свое название. 
Методика досок Сегена представляет собой картинки, вырезанные и расположенные на специальной доске, которые необходимо разобрать и собрать. При этом различают разный уровень сложности выполнения задания. Например, по подбору цвета, сортировки картинок по предметной классификации (природа, животные и т.д.).
Использование такой доски помогает развить у ребенка логическое мышление и мелкую моторику, что стимулирует развитие речи, а в будущем и обучение чтению и письму. 

Методика Железновых

Данная методика не предполагает обучение ребенка какой-либо специфической сфере знаний (чтение, письмо и т.п.), а, наоборот, способствуют общему развитию и благодаря этому подходит даже детям до года. Методика Железновых включает в себя зарядку, развивающие песенки, пальчиковые и жестовые игры и многое другое.
Ключевым моментом в занятиях по методике является музыкальный подход - развивающие занятия проходят под музыку. Это и музыкальная зарядка (пальчиковые игры или игровая гимнастика), и разминки, и всевозможные игры с предметами (колокольчик, барабан, бубен, различные яркие игрушки-помощники). 

Динамические кубики Чаплыгина

Автором методики является отец троих детей и педагог по совместительству Чаплыгин Евгений Васильевич. 
В набор кубиков Чаплыгина входят: 
•    10 деревянных кубиков с изображением букв на каждой из сторон;
•    10 блоков с парными динамическими кубиками;
•    «Шпаргалка-книжка» для родителей.
При этом гласные буквы обозначены красным цветом, а согласные – черным.
В блоках кубики могут вращаться на 360 градусов, поэтому используя два кубика из блоков можно получить 32 слога. Сами блоки и кубики подобраны таким образом, чтобы из получившихся слогов можно было составить большое количество слов. Например, из 3 блоков получится составить более 500 слов. Благодаря многообразию сочетаний из кубиков и блоков можно составлять целые тексты.
Быстрое обучение чтению происходит благодаря тому, что в процессе изучения у ребенка включаются все сферы восприятия:
 Поскольку кубики являются динамическими, то есть могут вращаться в любом направлении, родитель может продемонстрировать как из одного слова (например, «мама») можно создать много других слов. Мама – Маша – Саша – Каша - Наша и т.д.

Палочки Кюизенера

Автором палочек является бельгийский математик, именем которого они и были названы.
С помощью счетных палочек Кюизенера дети во всем мире с удовольствием развивают мелкую моторику, тренируют память, познают основы геометрии, сравнивают величины, форму, объем и цвет. Комплект состоит из палочек разного размера и цвета, благодаря которым дети быстро запоминают состав чисел и познают основу математических действий. Классический набор Кюизенера состоит из 241 счетной палочки. 
Деревянные или пластиковые палочки Кюизенера имеют длину от 1 до 10 см. Палочки одной длины окрашены в одинаковый цвет. Каждая палочка отображает определенное число в см, объединенные общим оттенком палочки образуют «семейства». Каждое «семейство» отображает кратность чисел, например, в «красное семейство» входят числа, которые делятся на 2, в «зеленое семейство» входят числа, которые делятся на 3, и т.д.
Существуют упрощенные наборы палочек для работы с дошкольниками, которые включают 144 и 119 счетных палочек.

Развивающие игры Монтессори

Основной идеей развивающих игр Монтессори является ознакомление ребенка с окружающим миром с помощью основных чувств: тактильных, слуховых, вкусовых, звуковых и зрительных. Это помогает ребенку упорядочить знания об окружающей действительности.
Развитие ребенка происходит посредством игр с особыми игрушками, с которыми можно придумать множество интересных упражнений.
С помощью геометрической рамки-вкладыша можно изучать фигуры, цвета, размер. Благодаря мягкой пирамидке ребенок научится выстраивать логическую цепочку от большего к меньшему, и наоборот. Игры с прищепками развивают мелкую моторику, тренируя маленькие пальчики. С помощью геометрика можно развивать у ребенка фантазию, учить с ним геометрические фигуры, строить цепочки: часть-целое и т.д.

Игры Воскобовича

В конце 80-х годов прошлого века инженер-физик Вячеслав Воскобович придумал для своих детей различные познавательные пособия, способствующие развитию логического и образного мышления, мелкой моторики, речи и т.д. Впоследствии эти игры получили широкое распространение, и многие детские сады пользуются ими и в настоящее время.
Наиболее популярными среди игр Воскобовича являются геоконт, волшебный квадрат, чудо-крестики, складушки.
Геоконт – представляет собой фанерную дощечку с закрепленными на ней пластмассовыми гвоздиками. Вокруг этих гвоздиков ребенок должен по заданию взрослого натягивать разноцветные резинки, создавая нужные формы (геометрические фигуры, силуэты предметов и т.п.). 
Чудо-крестики – вкладыши (крестики и кружочки), которые нужно собирать, постепенно усложняя задачу: сначала из двух частей, а потом добавляя всё больше и больше деталей. Можно складывать дорожки и башни, человечков, драконов и многое другое.
Волшебный квадрат. Бывает двух- и четырехцветным и представляет собой 32 пластиковых треугольника, наклеенных на гибкую поверхность (ткань) в определенном порядке. Между ними есть небольшое пространство, благодаря которому игрушка может сгибаться, формируя плоские и объемные фигуры различной сложности.

Блоки Дьенеша

Свою методику венгерский психолог и математик Золтан Дьенеш разработал специально для развития у детей логического мышления. Она идеально подходит для игр с детьми 3-4 лет. Самые простые игры можно начинать и с двух лет. 
В дидактическом наборе Дьенеша собрано 48 блоков. Ни один из них не повторяется. И у каждого есть по четыре характеристики:
•    цвет (желтый, красный, синий);
•    форма (круг, квадрат, треугольник и прямоугольник);
•    размер (большой и маленький);
•    толщина (толстый и тонкий).
Часто в наборе с фигурами предлагаются карточки для логических игр с блоками Дьенеша, которые при желании можно сделать своими руками.
Карточки существуют двух видов. Первые отображают признак предмета (красный, круг, тонкий и так далее). Вторые – отрицание признака (не желтый, не толстый, не маленький). 
    
Для малышей подходит игра «выбери одинаковые», например, найди все красные, или все квадратные. Когда с этим заданием ребенок начнет легко справляться, усложните его. Попросите найти не такой как этот (не синий, не тонкий). Интерпретация этой игры – «многоэтажный дом». Начертите на большом листе дом. Пусть на каждом этаже поселятся фигурки с определенными свойствами. Положите рядом с этажами карточки, и пусть ребенок разложит блоки, соблюдая условия на карточке.
Развить тактильные ощущения можно с помощью следующего упражнения: сложите все фигурки в мешочек и попросите ребенка достать все толстые.


Методика обучения счету по разноцветным пирамидкам

Авторы этой методики считают, что ребенку легче будет сориентироваться в счете до десяти именно по пирамидкам. Пирамидка состоит из десяти кружочков и позволяет ребенку после небольшой тренировки мгновенно охватить взглядом и понять все составляющие ее числа. Дети быстро запоминают составные части отдельных чисел (например, 7 = 5 и 2 или 2, 2, 2 и 1 так далее) и потом свободно ориентируются в счете.

Система Никитиных 

Семья педагогов Никитиных создала свою систему раннего физического и психического развития детей. Физическое развитие по их методике основано на закаливании детей с самого раннего возраста, они круглый год ходили дома в одних трусах и босиком, их обливали холодной водой, выпускали босиком на снег. Дома для физического развития детей была масса тренажеров и приспособлений, которые стали привычным предметом обихода для детей и позволяли им гармонично развиваться.
Для цели психического развития Никитины создали множество игр-головоломок, которые рассчитаны на совместную игру детей вместе с родителями. Все игры созданы так, что, играя в них, можно постоянно повышать уровень сложности игры. Кроме того, по ходу игры ее можно усовершенствовать, добавляя в нее свои, только что придуманные элементы.

В заключении отметим, что какую методику выбрать и выбрать ли вообще, решать только Вам, дорогие родители. В любом случае, помните, что главное для малыша – это расти в окружении заботы и любви, тогда и все остальное приложится.

Каталог