Памятка владельцу банковской карты

Памятка владельцу банковской карты
 
В настоящее время на территории Российской Федерации растет число граждан - пользователей банковских карт. Чаще всего это «зарплатные» (расчетные) и кредитные карты.
Сегодня многие  предприятия – магазины, обслуживающие организации (фитнес-центры, рестораны или медицинские центры) – предоставляют возможность расчета банковской картой.
В соответствии с Положением об эмиссии платежных карт и об операциях, совершаемых с их использованием, утв. Банком России 24 декабря 2004 г. № 266-П кредитные организации осуществляют выпуск банковских карт для физических лиц на основании договора банковского счета.
Гражданин с использованием банковской карты может осуществлять следующие операции:
1.    получение наличных денежных средств в валюте Российской Федерации или иностранной валюте на территории Российской Федерации;
2.    получение наличных денежных средств в иностранной валюте за пределами территории Российской Федерации;
3.    оплату товаров (работ, услуг) в валюте Российской Федерации на территории Российской Федерации, а также в иностранной валюте - за пределами территории Российской Федерации;
4.    иные незапрещенные законом операции в валюте Российской Федерации и иностранной валюте.
Банковская карта не подлежит передаче другому лицу, во избежание совершения с ней мошеннических действий.
Меры безопасности и защиты банковской карты
Чаще всего граждане используют банковские карты для снятия денежных средств, пополнения счета (внесение денежных средств), оплаты товаров, работ и услуг как на месте (в магазине, ресторане, гостинице и т.д.), так и с использованием сети Интернет.
Это быстро, удобно и экономит время.
Однако, утрата карты, попадание информации по карте (ПИН-код) третьим лицам нередко становится причиной совершения с картой несанкционированных действий и возникновения убытков у ее владельцев.
Осуществлять операции следует с использованием устройств самообслуживания (банкоматов), которые установлены в безопасных местах (например, в государственных учреждениях, подразделениях банков, аэропортах и т.п.).
Перед использованием банкомата желательно осмотреть его на наличие дополнительных устройств, не соответствующих его конструкции и расположенных в месте набора ПИН-кода и в месте, предназначенном для приема карт (например, наличие неровно установленной клавиатуры набора ПИН-кода). В указанном случае воздержитесь от использования такого банкомата.
Во избежание несанкционированного использования карты третьими лицами необходимо:
1.    хранить ПИН-код отдельно от карты;
2.    не писать  ПИН-код на карте;
3.    не сообщать ПИН-код другим лицам;
4.    не вводить ПИН-код при работе в сети Интернет.
При совершении операции с картой в момент ввода ПИН-кода прикрывайте клавиатуру  аппарата свободной рукой. Это не позволит мошенникам увидеть ПИН-код или записать его на видеокамеру. В случае возникновения подозрений о том, что данные с карты или ПИН-код могли быть доступны третьим лицам или скопированы, необходимо немедленно заблокировать карту.
Хранить банковскую карту следует в недоступном для окружающих месте.
Не стоит передавать карту другому лицу, за исключением продавца (кассира). Во избежание мошенничества с использованием карты необходимо, чтобы  операции с картой проводились только в присутствии гражданина-владельца карты. Вынос карты из поля зрения ее владельца для совершения операций по расчетам, не допускается.
Для возможности экстренной блокировки банковской карты необходимо всегда дополнительно иметь при себе контактные телефоны банка (указаны на оборотной стороне банковской карты) и номер банковской карты на различных носителях информации: в записной книжке, мобильном телефоне и т.д.
В случае утраты карты (потери, кражи, изъятии) или если информация о ПИН-коде или реквизитах карты стала доступна третьим лицам, необходимо срочно обратиться в любое отделение (филиал) банка, которым выдана карта с соответствующим заявлением  и следовать указаниям сотрудника данной кредитной организации (банка).
Обратиться в банк гражданин может как по телефону, электронной почте, так и непосредственно в отделение (филиал) банка.
При подаче заявления по телефону следует в обязательном порядке уточнить номер обращения (заявления) и данные о сотруднике, принявшем обращение. В данном случае именно банк будет нести ответственность перед клиентом за несвоевременную блокировку карты и совершение с ней несанкционированных действий.
В случае, если номер обращения или данные сотрудника банка вам не были предоставлены, а карта своевременно не была заблокирована, следует помнить, что, как правило, телефонный звонок в банке регистрируется, разговор с клиентом записывается (о чем перед разговором сообщает автоответчик) и не следует очищать в своем телефоне журнал вызовов.
До момента обращения в банк гражданин несет риск, связанный с несанкционированным списанием денежных средств с его банковского счета.
Оплата товаров, работ и услуг
Большинство граждан - как покупатели, так и продавцы, - участвуя в расчетах банковскими картами, автоматически совершают все необходимые для этого действия. И практически никто не задумывается о том, как правильно должен осуществляться процесс оплаты.
При совершении операций с использованием платежной карты составляются документы на бумажном носителе (например, чек) и (или) в электронной форме, которые являются основанием для осуществления расчетов по указанным операциям и служат подтверждением их совершения.
В соответствии с Письмом Банка России от 2 октября 2009 г. № 120-Т «О памятке «О мерах безопасного использования банковских карт» в момент совершения покупки  товаров, оплаты работ и услуг с использованием банковской карты кассир предприятия (магазина, фитнес-центра и т.д.)  может потребовать от владельца банковской карты предоставить паспорт, подписать чек или ввести ПИН-код.
Перед набором ПИН-кода следует убедиться в том, что люди, находящиеся в непосредственной близости, не смогут его увидеть. Перед тем, как подписать чек, в обязательном порядке необходимо проверить сумму, указанную на чеке.
При отказе ввести ПИН-код или неверном вводе ПИН-кода операция отклоняется.
В случае отсутствия документа удостоверяющего личность гражданину также может быть отказано в проведении операции по карте.
В случае если при попытке оплаты банковской картой имела место "неуспешная" операция, следует сохранить один экземпляр выданного терминалом чека для последующей проверки на отсутствие указанной операции в выписке по банковскому счету.
По завершении операции кассир должен выдать гражданину торговый чек или торговый слип. Не  следует подписывать чек (слип), в котором не проставлены (или не соответствуют действительности) сумма, валюта, дата операции, тип операции, название торгово-сервисной точки.
Для совершения покупок в сети Интернет рекомендуется использовать веб-сайты, которые применяют специальные программные средства для защиты информации о банковской карте. Безопасные веб-сайты отмечены значком в виде закрытого замочка.
Следует пользоваться интернет-сайтами только известных и проверенных организаций торговли и услуг.
При заказе товаров и услуг через сеть Интернет, а также по телефону/факсу не следует использовать ПИН-код.
Знание вышеуказанных рекомендаций поможет гражданам более бдительно относиться к хранению и использованию банковской карты, а также снизить возможные риски при совершении операций с использованием банковской карты в банкомате, при безналичной оплате товаров, работ и услуг, в том числе через сеть Интернет.
 

Каталог