Причины снижения интереса к познанию нового

Причины снижения интереса к познанию нового у ребенка
 
Если естественное стремление ребенка познакомиться с окружающим миром не находит достаточного подкрепления и понимания у родителей, его интерес к исследованию постепенно угасает. Вместо интеллектуальной активности у него проявляется интеллектуальная пассивность – он не только не стремится самостоятельно узнать что-то новое, но и неосознанно сопротивляется попыткам взрослых научить его чему-то.
 
Причины угасания интереса к познанию:
 
  • бедная познавательными стимулами окружающая среда: голые стены, небольшое количество игрушек вообще и развивающих в частности;
  • равнодушие взрослых к ребенку и его попыткам что-то сделать, их нежелание разговаривать и играть с малышом, отвечать на его вопросы;
  • постоянные запреты «исследовательских» действий: «Не трогай, а то разобьешь», «Тебе сюда нельзя», «Не бери».
 
У интеллектуально пассивного малыша ум развивается гораздо медленнее. Новые знания и умения не вызывают у него интереса, поэтому он осваивает их нехотя и «по минимуму».
 
Такие дети склонны к занятиям, в которых не требуется никакого умственного усилия, – запускать механические игрушки, а позже часами смотреть телевизор и играть в компьютерные «стрелялки».
 
Еще до того, как ребенок пойдет в школу, нужно развить его ум, так как интеллектуально пассивный ребенок имеет меньше шансов добиться успеха в учебе. Если у него и появляется желание учиться, то оно очень быстро пропадает.
 
У ребенка с «погасшей» любознательностью уже в 3–4 года можно заметить такие особенности как:
 
  • примитивная игра;
  • малое количество вопросов (или их полное отсутствие);
  • частое повторение в речи готовых фраз, услышанных от взрослых (а иногда и просто фраз из рекламы).
 
В возрасте 3–6 лет синдром интеллектуальной пассивности уже может быть выражен достаточно явно. По этим признакам вы сможете определить, что и в какой степени присуще вашему ребенку, и начать коррекцию.
 
Симптомы интеллектуальной пассивности:
 
  • Ребенок не умеет ни на чем (кроме телевизора и компьютера) сосредотачиваться, при любом занятии он постоянно отвлекается, и его внимание перескакивает то на одно, то на другое
  • Неразвитость игр, их однообразие, преобладание эффектных манипулятивных игр (нажать кнопку и запустить машину) часто в сочетании с элементами агрессии
  • Ребенок не умеет и не хочет играть в сколь-нибудь сложные игры, с трудом запоминает их правила; может испытывать трудности в усвоении норм и правил в повседневной жизни
  • Ребенок не любит и не умеет придумывать, фантазировать или представлять что-то «внутри себя»
  • У ребенка нет ни желания, ни привычки совершать интеллектуальные усилия, он быстро утомляется при выполнении любых заданий, где надо подумать, категорически не хочет напрягаться
  • Ребенок не любит, чтобы ему что-либо читали, ему это неинтересно
  • Ребенок редко задает вопросы, ему мало что интересно, ничто его не удивляет
  • Ребенок не любит книжки с занимательными заданиями
  • Ребенок не умеет себя занять, оставаясь один, он либо «приклеивается» к телеэкрану, либо совершает чисто манипулятивные действия (многократно воспроизводит одно и то же действие, не выстраивая никакого сюжета или повторяя один и тот же примитивный сюжет)

Каталог