Учимся говорить разборчиво

Учимся говорить разборчиво
 
Речь играет важную роль в развитии ребенка. Хорошее владение языком необходимо малышу для полноценного общения, выражения мыслей, овладения программой детского сада, а после - школы. Чем внятнее и выразительнее речь младенца, тем легче ему высказывать свои мысли и познавать окружающий мир.
Главным условием нормального развития речи является своевременное предупреждение и устранение ее недочетов.
В раннем возрасте недостатки в произношении физиологически оправданы и вполне нормальны. Малыш еще не в состоянии в достаточной степени контролировать свои движения (общую и мелкую моторику). Мы это замечаем по неуверенной походке, сложностям в освоении навыка пользоваться столовыми приборами, трудностям при одевании. Как же сложно маленькой ручке совладать с пуговками, застежками, молниями. Также и язычку сложно произнести все эти шипящие, рычащие и стучащие звуки.
Если же недостатки в речи сохраняются к четырем-пяти годам, ребенок уже начинает замечать их и переживать по поводу своей неполноценности. Малыш может стать стеснительным, замкнутым, бояться насмешек.
Нужно ли родителям вмешиваться в процесс развития речи своего малыша? В свое время некоторые ученые пропагандировали мнение, что язык должен развиваться сам и ребенок врожденно обладает навыком его освоения. Но как тогда объяснить феномен детей-маугли - в безречевой среде, без помощи окружающих в овладении родным языком, ребенок окажется лишенным дара общения. 


Учить ребенка правильной речи лучше всего в дошкольном возрасте, тому есть несколько причин:
  • пластичность детского мозга - малышам проще усваивать и закреплять новую информацию.
  • ошибочные речевые навыки еще закреплены непрочно.
  • устранить недостатки у дошкольников можно в игровой форме, что доставит радость детям и облегчит задачу родителям. Малыши с удовольствием играют в звуки, успешно усвоив правильное произношение готовы радоваться и повторять звук многократно. Они гордятся своими успехами, что делает их более раскрепощенными в общении с окружающими.
Как же помочь ребенку развить речь
1) Еще в младенчестве родители должны всячески поощрять гуление и лепет малыша. Ласково отвечать ему, совместно проговаривать звуки, слоги.

2) К году, когда в речи ребенка появляются первые слова, нужно разговаривать с ним медленно, с выражением. Стараться подкреплять слова указанием на предметы, которые они обозначают. Хвалить и радоваться даже маленькому успеху крохи. Неправильно произнесенное слово надо несколько раз произнести верно. Но ни в коем случае не предъявляйте к ребенку в этом возрасте излишних требований, не настаивайте на правильном произношении - ему это может быть еще недоступно.

3) В возрасте от двух до трех лет старайтесь избегать лепетных вариантов слов в общении с ребенком - не "мяу", а "кошка", не "ням-ням", а "кушать". Вызывайте у малыша желание говорить, не реагируйте на его жесты. Чего может быть проще - указал пальчиком и все сразу поняли - чаду необходимо дать игрушку. Проговаривайте просьбу сами. Надо сказать - "Мама, дай машинку". Если ребенок пытается повторить, радостно поощряйте его.

4) К трем-четырем годам развитие уже вполне позволяет детям овладеть правильным произношением - именно в этот период и стоит начинать следить за речью ребенка и помогать успешно освоить родной язык. Решающую роль играет речь окружающих его людей. В этом возрасте особенно важно говорить с малышом медленно, выразительно, четко произнося все звуки. Детей очень привлекает мелодика речи, порой, даже больше ее содержания. Старайтесь говорить приятным, нежным голосом, выражая в речи свои чувства.

5) Если у малыша не получается произнести какой-то звук, то поиграйте с ним. Например, если ребенок не произносит звук "ж", можно поиграть в маленьких жучков. Если не произносит "з" в мишку, который полез к пчелам за медом, а потом пчелы напали на него зудя - "зззз".

6) Также очень полезно развивать направленную воздушную струю, которая необходима для четкого произнесения многих звуков. Для этого можно предложить ребенку подуть на ватные шарики, поиграть "кто быстрее" или "забить шарик в ворота".

7) Если изолированно по подражанию ребенок в состоянии произнести звук верно, а в речи не всегда употребляет его правильно - например, на предложение пошипеть, как змейка, выдает замечательный звук "шшш", но сразу же после этого говорит - "Мам, одень мне сапку". Надо обратить внимание малыша на то, что он произнес звук неправильно, несколько раз совместно проговорить слово так, как надо. Это позволит ребенку задействовать слух (различение звуков речи называется фонематическим слухом и от степени его сформированности во многом зависит то, насколько хорошо малыш говорит). Ребенок начнет внимательнее относиться к своей речи, самостоятельно исправлять ошибки.

8) Если малыш не может произнести звук правильно, попытайтесь показать ему, где находится язычок, как выглядят губки, когда мы говорим этот звук - пусть ребенок попробует произнести его по подражанию. Если же и после этого у малыша ничего не выходит, не требуйте многократного повторения неверного звука - этим вы ничего не добьетесь, а только закрепите неправильную речевую установку. Отвлекитесь и предложите ему повторить попытку через какое-то время.

9) После того, как у ребенка получится произнести звук правильно, он может так обрадоваться, что начнет вставлять его, где надо и где не надо. Не пугайтесь - это пройдет. Ласково поправляйте его.

10) Совместно проговаривайте сходные по звучанию звуки и делайте акцент на их разнице. Например, "сссс" - так дует ветерок, струйка воздуха из ротика при этом холодная (ребенок может удостовериться в этом, поднеся ко рту ладошку); "шшш" - так шипит змейка, струйка воздуха из ротика теплая. Когда мы произносим "с" - кончик язычка упирается в нижние зубки, когда произносим "ш" - кончик язычка за верхними зубами. Для того чтобы ребенок научился не путать звонкие и глухие согласные, можно предложить ему класть ручку на горлышко, при произнесении звуков. Когда мы произносим звонкие звуки "з", "ж" и другие, пальчиками можно ощутить, как горлышко (гортань) вибрирует, при произнесении их глухих вариантов "с", "ш" такого эффекта не возникает. Чем чаще вы будете уделять внимание тому, как различаются звуки в артикуляции и на слух, тем скорее ребенок начнет правильно употреблять их в речи.

11) Родители часто не замечают у своих детей неверное произношение, так как привыкают к их речи. Послушайте внимательно, как говорит ваш ребенок. Все ли звуки произносит верно. Не пропускает ли слоги. Ведь только после того, как нарушение будет выявлено, можно приступать к его коррекции. Не ждите, что речь вашего ребенка улучшится сама - помогите ему. Это только наладит контакт между вами, даст дополнительный повод для совместных игр и позволит малышу более качественно пользоваться родным языком.
Невнимание родителей к речевому развитию детей может привести к закреплению неверного произношения, и чем дольше малыш произносит звуки неверно, тем потом сложнее переучить его. Неумение правильно поизносить и различать звуки на слух приведет к проблемам в освоении школьной программы, насмешкам окружающих и, как следствие - ослаблению мотивации посещения школы, замкнутости.

12) Если несмотря на ваши усилия к четырем-пяти годам у ребенка не получается произносить звуки правильно, речь продолжает быть непонятной - обратитесь к специалисту.

Успехов вам и вашим детям в освоении речи и помните - все трудности в раннем возрасте можно преодолеть играючи.

Каталог