Вирус раннего развития

"Вирус раннего развития" – болезнь современных родителей

Наверняка многие из Вас слышали о необходимости и эффективности раннего развития детей. Кругом возникают все новые и новые методики раннего развития. Как здесь не думать о воспитании юного гения?
Никто не спорит с тем, что развитый ребенок уверенно чувствует себя в коллективе, легко обучается и получает от учебы удовольствие. Вопрос в том, для чего именно и какого развития добиваться. 
Нередки случаи, когда ребенка терроризируют буквами и цифрами лишь потому, что соседский малыш в 2 года уже читает. Причем, маме, услышавшей это на детской площадке, совершенно не обязательно убеждаться воочию, одной фразы достаточно, чтобы в голове прочно закрепилась мысль о неполноценности своего ребенка на фоне остальных вундеркиндов.
Если родители скупили в книжном магазине все обучающие пособия, кубики и таблички, развесили по квартире правила орфографии и пунктуации, таблицы Брадиса и еще кого-нибудь, и составили четкое расписание занятий с двухлетним малышом, остается только посочувствовать ему и родителям.
К сожалению, желание как можно раньше обучить ребенка школьной программе, чтобы он пошел в школу, уже умея читать, писать и считать, зачастую связано с неудовлетворенными амбициями самих родителей. Это желание доказать, что я самая лучшая мама или самый лучший папа, раз у меня такой умный талантливый ребенок.
Предположим, родителям действительно удается развить необыкновенные способности у ребенка, и, как следствие, его хвалят воспитатели в детском саду, затем учителя в школе, приходящие в гости знакомые. Он перемножает в уме трехзначные числа, читает наизусть «Гамлета», знает законы ядерной физики и прочее. У ребенка создается ощущение, что он особенный, и самое печальное, вырабатывается зависимость – желание учить не потому, что интересно, а потому что за это поощряют. Постепенно талантливого ребенка по уровню развития догоняют сверстники, к зрелому возрасту он становится таким же, как все. Его перестают считать особенным, он становится обычным, не лучше, а в чем-то и хуже других. Далеко не все могут воспринять это безболезненно и объективно оценить себя. Такие люди нередко становятся несчастными. Ожидания таких людей не оправдываются, разочарования копятся. По большому счету, с ними происходит процесс, обратный развитию.
Как же уберечь своего ребенка от всего вышесказанного, при этом, все-таки не забывая о необходимости его обучения? Доверьтесь ему! С самого рождения на Вашего малыша обрушивается огромный поток информации, которую он успешно усваивает, просто помогайте ему познавать мир. Например, вместо того, чтобы учить, как пишутся названия деревьев, можно гулять по парку и учиться их различать. Важно не ограничивать желания ребенка и не ругать за достижения. К примеру, ребенок забрался на стол, с которого может упасть, скорее всего, мама подбежит, спустит на пол и назидательным тоном скажет, как это плохо. А ведь он совершил открытие, достиг новой вершины в прямом и переносном смысле, и это достойно похвалы. Такой подход и будет развитием, которое скажется на формировании личности. Малышу нравятся книги, значит, читайте ему с выражением «Мойдодыра» хоть 30 раз подряд. Полученные от такого общения эмоции не сравнятся с теми, которые он получит, прочитав в два года это произведение самостоятельно.
И в заключение, помните: не пытайтесь сделать Вашего ребенка умным, постарайтесь сделать его счастливым.

Каталог