Влияние музыки на детей

Влияние музыки на детей

Как нам, взрослым, любящим и знающим классическую музыку, да вообще хорошую музыку, хочется приоткрыть этот чудесный мир для своих детей. Как мы мечтаем, чтобы они понимали и воспринимали ее так же естественно, как слова...
Приобщая ребенка к миру музыки, многие родители слушают музыкальные произведения вместе с детьми не только дома, в записи, но и в концертных залах. Внимая своей любимой музыке, взрослые думают, что дети, подражая им, постепенно привыкнут и сами придут к хорошей классической музыке. Кажется, что это верный и хороший путь. Но зачастую детям скучно слушать подобную музыку. Как и что слушать им?
Погремушка с менуэтом Баха
Существует мнение, что ребенок воспринимает музыку, еще находясь в утробе матери, поэтому считается, что беременным женщинам полезно слушать красивую музыку, смотреть на прекрасные картины, окружать себя изящными предметами, получать только положительные эмоции — все это благоприятно отразится на будущем ребенке. Наверное, трудно с этим не согласиться. И действительно, некоторые мамы кормят своих грудных детей под звуки классической музыки, и это только на пользу младенцам. Нужно отметить, что в настоящее время для детей пяти-шести месяцев выпускают не просто игрушки-погремушки, которые ребенок может рассматривать, лежа в кроватке, и которыми может погреметь. Теперь эти игрушки не гремят, а воспроизводят, как правило, очень известные мелодии, например, менуэты Баха или пьесы Моцарта. Это хорошо, что с младенчества ребенка окружают прекрасные мелодии.
Очень интересно наблюдать за детьми, когда они заняты играми. Кажется, они целиком и полностью поглощены своим делом, но при этом ухитряются все замечать и слышать. Многие родители включают классическую музыку во время игр детей. И что удивительно: малыши слышат ее и запоминают. Но это все произвольное слушание музыки. Как же научить слушать ее всерьез? Ведь слушать музыку — это занятие, требующее определенных усилий, напряжения, если хотите, труда!
Как звучит... кенгуру?
Рассматривая картинки в книжках, ребенок получает первые представления об окружающем мире. Родители показывают ему животных и говорят: "Вот лошадь, вот корова, вот курица, вот петух". Как мы радуемся, когда начинающий говорить ребенок, повторяет: "Му-му, ко-ко-ко". Мы покупаем ему целый игрушечный зоопарк, чтобы малыш мог представить себе этих зверей, их образ жизни и условия существования, мог рассмотреть и поиграть с ними. Прогулка же по настоящему зоопарку с мамой и папой останется в памяти ребенка незабываемым, поистине праздничным событием. И вот тут-то наступает самый благоприятный момент, чтобы послушать музыку Сен-Санса. "Карнавал животных" — произведение, в котором каждая пьеса создает яркие, почти зримые образы: то это гордые львы, то суетливые куры и петухи, то тяжеловесные танцующие слоны, то медлительные, никуда не торопящиеся черепахи: "И куда спешить тому, кто всегда в своем дому".

Очень легко для ребенка слушаются пьесы Сен-Санса. "Карнавал животных" Сен-Санса — довольно большое сочинение, звучащее примерно 20 минут. За один раз с ребенком можно прослушать одну или две пьесы — как понравится, как захочется. Главное, чтобы малышу захотелось услышать следующие пьесы: и про кенгуру, и про упрямых ослов, и про рыбок, и, конечно же, про лебедя — знаменитый балетный номер "Умирающий лебедь".Слушая это произведение, можно заранее сказать ребенку, как называется каждая пьеса, а можно не называть их, а загадать ему звучащую загадку: "Кто изображен?" Запоминающиеся образы этой музыки создаются благодаря оркестровому звучанию, что очень важно: именно в оркестровом звучании лучше всего начинать слушать музыку с ребенком. И вот после всего — рассматривания книжек, игры в зоопарк, чтения стихов, слушания музыки — можно сделать вместе с ребенком зверушку (из пластилина, из бумаги и т. п.) — героя (или героев) "Карнавала животных", а можно придумать какую-нибудь историю или сказку. Оказывается, можно не только нарисовать или слепить животное, но и изобразить его звуками. И заметить, что музыка про черепах — медленная, а про антилоп — быстрая, про львов — громкая, а про кукушку — тихая. А заодно зададим вопрос и приоткроем секрет: почему и как мы поняли, что эта пьеса про птиц ("Птичник") — не только потому, что звуки высокие, но еще по какому-то особому звучанию, по особому голосу (тембру — это слово пока не говорим детям), который принадлежит удивительному инструменту — флейте. Хорошо бы посмотреть на этот инструмент, хотя бы на картинке. Но можно и специально пойти в Музей музыкальной культуры, а там своими глазами увидеть и услышать и флейту, и многие другие инструменты. Это первая ступенька слушания и анализа музыки. Что же получилось? Ребенок слушал музыку — цель достигнута. Мы выбрали понятную ему тему (мир животных), поговорили, почитали об этом, увидели своими глазами и, незаметно для малыша, подготовили его к восприятию музыки. Мы, взрослые, выстроили весь материал, но все время играли с ребенком и естественно и без напряжения провели важное занятие — слушание музыки.
Через сказку к музыке
От взрослого, ведущего ребенка в мир звуков, требуется умение эмоционально воздействовать на детей, настроить их на восприятие музыкального произведения. Для этого нужны и знания, и умения, и актерское мастерство. Очень важно, чтобы предварительная беседа была яркой, образной, увлекательной. Необходимо заинтересовать детей, что-то недосказать, задать вопрос, ответ на который будет найден только в процессе слушания. Слушая музыку с детьми, мы формируем их восприятие. На первых порах мы просто говорим, что это звучит весело, а то — грустно. Вначале мы даем определения музыке, подобно тому, как даем названия предметам. И только постепенно, с приобретением жизненного опыта, знаний, развития речи, наши дети учатся слышать в музыке многое другое.

Мир сказок — вот кладезь мудрости, где дети черпают свой первоначальный жизненный опыт. Есть много хороших музыкальных сказок, которые малыши могут слушать без устали. Чудесная, проверенная временем сказка с музыкой Гладкова "Как Черепаха и Львенок пели песенку", удивительно простая и добрая. На примере этой сказки можно показать детям, как одну и ту же песенку с одинаковыми почти словами разные герои поют по-разному. Песенка Черепахи — важная и вальяжная, уверенная и спокойная, слегка ленивая, а песенка Львенка звучит беззаботно, простодушно, ребячливо, задиристо. Мы ищем и даем определения музыке, отвечаем на вопрос: какая это музыка? У детей еще мал словарный запас. Пусть сначала ребенок только повторяет за взрослым — затем, когда появятся слова, он удивит вас своими рассуждениями о музыке.

Песенка Черепахи и Львенка проста, много раз повторяется в сказке, легко запоминается. Так и хочется самим петь и за Черепаху, и за Львенка. Можно спеть, распределив роли — получится импровизированный спектакль.
Мы не только слушаем сказку в записи, смотрим мультфильм, но и читаем ее в книжке с картинками, пересказываем текст и поем песенку. Такой всесторонний подход к сказке развивает детей, они замечают отличия музыкальной версии от мультфильма и от первоначального книжного варианта. Дети учатся сравнивать, находят отличия, объясняют, почему герой изображен такими средствами. Ребенку приходится все время осуществлять различные логические операции — сравнивать, объединять, обобщать. Кроме того, у малыша расширяется кругозор, развивается речь, воображение, формируется образное восприятие и мышление, возникает желание творчески проявить себя.

Ребенок растет, теперь он уже слушает сказки Пушкина. Как же, прочитав про город на острове, Белку в хрустальном доме, не послушать симфонический эпизод из оперы Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане"? Какой захватывающий процесс — прочитать о чудном городе, рассмотреть иллюстрации, увидеть нарисованные купола и услышать колокольный звон, песенку Белки. С помощью родителей и по-своему ярко рассказать о богатырях, услышать плеск набегающих волн, а затем, уже по-настоящему, дать волю фантазии — сделать "ель перед дворцом", "затейницу Белку" и многое другое. Музыка незаметно входит в жизнь наших детей и становится неотъемлемой частью их жизни. Они слышат музыку так же часто, как и человеческую речь. Слушание музыки является как бы продолжением речи о предмете (сказке, герое). Взрослые должны подготовить восприятие детей, опираясь на знания ребенка об окружающем мире, на образную сферу, понятную и близкую малышам (сказки, мир фантазии, природа, животные). Слушание музыки включается в процесс игры как основной вид деятельности ребенка. Игровые ситуации стимулируют непроизвольное запоминание, вызывают у детей интерес и активность. Музыкальное воспитание ребенка является частью его общего развития. В воспитании детей все связано: знакомство с окружающим миром, развитие речи, слушание музыки, ритмика, изобразительные искусства. Желание дать ребенку эстетическое образование требует от родителей большой продуманной подготовительной работы и терпения.

 

Каталог