Задержка речи у детей: когда нужно бить тревогу

Задержка речи. Когда нужно бить тревогу

Речь – тонкий психологический процесс, который формируется в первые годы жизни. Процесс становления речи очень индивидуален и зависит от многих факторов: социальная среда, пол ребенка (принято считать, что мальчики, в среднем, начинают говорить позже девочек), психологический контакт с матерью, физиологическое развитие, функционирование головного мозга и так далее. 

Необходимо следить за формированием речи, стимулировать ребенка на произношение звуков и слогов. Именно в процессе общения с взрослыми у малыша формируется потребность в речевом развитии.

Задержка речевого развития у ребенка – это отставание от возрастной нормы речевого развития в возрасте до четырех лет. Дети с задержкой речевого развития овладевают навыками речи также как и другие дети, однако возрастные рамки значительно сдвинуты.

Логопеды, дефектологи, психологи и неврологи бьют тревогу по поводу недоразвития речи, ориентируясь на то, что от нее зависит общее психологическое развитие ребенка и формирование сферы межличностного взаимодействия. Также от развития речи зависит и развитие познавательных процессов: памяти, мышления, воображения, внимания.

Причины возникновения задержки развития речи:
•    Невостребованность речи. Если с ребенком никто не разговаривает или наоборот, угадывает все его желания, и говорит с ним, не формируя потребность ребенка выражать свои требования и эмоции словами.
•    Замедленный темп созревания нервных клеток, отвечающих за речь (чаще всего обусловлено генетически).
•    Заболевания и поражения головного мозга (гипоксия, травмы и инфекционные заболевания, перенесенные внутриутробно, в период родов и в первый год жизни).
•    Нарушения слуха. Речь формируется на основе услышанного, если у ребенка есть проблемы со слухом, то возникают проблемы с воспроизведением слов, то есть с речью.

На что необходимо обращать пристальное внимание:
•    Произношение звуков ребенком в первые восемь месяцев жизни (малыши произносят различные звуки «а-а-а», «м-м-м»). Если малыш упорно молчит, есть повод задуматься и своевременно обратиться к невропатологу.
•    Понимание слов обращения к ребенку в возрасте 10-14 месяцев. Если малыш не оборачивается, когда к нему обращаются, и для привлечения внимания к себе использует плач.
•    Узнавание предметов на слух. В возрасте 14-18 месяцев дети различают на слух предметы и могут показать их на картинке («где машинка?», «где мячик?», «где кукла?»)
•    Выполнение простейших команд. В возрасте 18-24 месяцев малыш способен удовлетворить просьбу взрослого («возьми мяч и дай его мне», «подними кубик и да его мне»).
•    Произнесение слов и фраз. В возрасте 2-3 лет дети произносят отдельные слова и формируют фразы («мама дай, пойдем гулять»).
•    Произношение звуков и слов. В возрасте 3-4 лет дети могут произносить предложения, состоящие из подлежащего, сказуемого и дополнения («папа пошел на работу», «я иду гулять»). Особенно необходимо обратить внимание, если большинство звуков произносится неправильно и в возрасте 4 лет ребенок неспособен формировать предложения.

Каталог