Застенчивость у детей

Застенчивость у детей
 
Застенчивые дети послушны и всегда выполняют просьбы знакомых взрослых. Они часто подвержены влиянию более активных сверстников. Многие взрослые считают застенчивых детей хорошо воспитанными и послушными, хотя ребенок внутренне очень скован и испытывает дискомфорт в общении с незнакомыми людьми.
 
И, несмотря на внешнюю бесчувственность, застенчивые дети испытывают такую же бурю эмоций, как и другие дети. Они просто не могут их проявить, отреагировать внешне. Поэтому дети «копят» внутри эту негативную энергию и обращают ее на себя. Так происходит развитие невротических проявлений, тики, навязчивые движения, пощипывания и пр.
 
По внешним признакам застенчивость определяется:
 
- покраснение лица;
 
- дрожь и потливость;
 
- учащенное сердцебиение;
 
- стесненное дыхание;
 
_ тихий голос и опущенные вниз глаза;
 
- скованность мышц и движений.
 
Застенчивый ребенок знает, что надо делать и хочет этого, но не может применить свои знания. Застенчивые дети все свои действия проверяют через мнение других.
 
Очень часто у застенчивых детей авторитарные родители, которые возлагают большие и зачастую неоправданные надежды на своего ребенка. Так у него развивается комплекс несоответствия и он все больше убеждается в своей несостоятельности.
 
Застенчивость часто встречается у единственных в семье детей, у которых по какой-либо причине ограничен круг общения или родители всячески оберегают их (как бы чего не произошло), чтобы никто не причинил им вреда.
 
Встречается застенчивость и у детей, воспитывающихся в неполных семьях одинокими матерями. Повышенная тревожность, постоянный контроль способствуют тому, что дети теряют доверие к миру и окружающим. Мать, переживающая обиду и желая оградить от этого ребенка, представляет малышу окружающих как нехороших и злых, и такая установка в зависимости от личностных особенностей ребенка, развивает либо агрессивность, либо застенчивость.
 
Воспитание детей в стиле «Золушки» приводит к выработке психологической защиты, и ребенок перестает проявлять инициативу в общении и деятельности.
 
Довольно часто застенчивые дети обладают большими способностями, легко осваивают компьютер, любят рисовать и читать, но одаренность и даже выраженные таланты блокированы комплексом неуверенности в себе, внутренним напряжением при общении со сверстниками  и взрослыми. И в итоге такие дети проигрывают менее способным, но более шустрым сверстникам.
 
Застенчивость опасна тем, что в более старшем возрасте она препятствует налаживанию контактов, достижению успеха в личностной и профессиональной сфере. Неспособность попросить о помощи также является одной из наиболее серьезных побочных следствий застенчивости.
 
Родителям застенчивого ребенка необходимо свести до минимума критику и негативные оценки его поведения, фон общения должен быть спокойным и доброжелательным. Главное – терпение и тактичность. Необходимо развивать инициативность и самостоятельность у малыша, стимулировать у ребенка стремление к разностороннему общению, например, попросить обратиться с просьбой к продавцу.
 
Можно использовать подвижные игры для развития коммуникативных навыков, рисование для выявления и отработки страхов, постановку спектаклей, проигрывание проблемных ситуаций, являющихся травмирующими для ребенка (публичное выступление, ситуация знакомства и др.). Обучение диалоговому общению в сюжетно-ролевых играх.
 
Важно помочь застенчивому ребенку научиться свободно выражать свои эмоции, желания, чувства. Подвижные игры вместе со взрослыми помогут детям устанавливать более непосредственные отношения с окружающими. Игры-соревнования, например, кегли, мяч, стрельба из лука с присосками, преодоление препятствий, борьба и прочие забавы, которые сопровождаются громкими возгласами и смехом, помогут почувствовать застенчивому ребенку себя увереннее. Организуя такие игры, лучше создать для малыша ситуацию успешности, чтобы он не чувствовал себя проигравшим или отстающим, а потом похвалить его за смелость, ловкость, выразить радость от игры.
 

Каталог