Ваша корзина пуста
Наши конкурентные преимущества
- Деревянные игрушки
- Подарок на рождение ребенка
-
Детская одежда от 1 до 8
- Детская верхняя одежда
- Детские шапки
- Детские снуды
- Детские манишки
- Детские шарфы
- Детские пижамы
- Детские платья
- Детские джемпера, лонгсливы, водолазки
- Детские трикотажные костюмы
- Детские кофты и куртки
- Детские футболки
- Детские легинсы и лосины
- Детские штаны (брюки)
- Детские шорты и бриджи
- Детские флисовые костюмы
- Юбки для девочек
- Детские колготки
- Детские носки, гольфы
- Рубашки для мальчиков
- Детские праздничные костюмы
- Галстуки бабочка для мальчика
- Спортивная форма для детского сада
- Краги детские
- Детское нижнее белье
-
Детская одежда от 0 до 1
-
Ясельный трикотаж
- Детский трикотаж по коллекциям
- Трикотаж велюр
- Махровый трикотаж
- Трикотажные комбинезоны для новорожденных
- Детские кофточки и распашонки
- Детские штанишки и ползунки
- Шапочки и чепчики для новорожденных
- Боди для новорожденных с длинным рукавом
- Детские боди с коротким рукавом
- Детские полукомбинезоны и песочники
- Костюмы для новорожденных
- Пинетки
- Теплые комбинезоны для новорожденных
- Комбинезоны - конверты
- Флисовая одежда для детей
- Шапочки для новорожденных
- Крестильные наборы
-
Ясельный трикотаж
- Все на выписку
-
Детский текстиль
- Детские товары для сна и купания
- Детские пеленки
- Многоразовые подгузники
- Непромокаемые пеленки и наматрасники
- Конверты в коляску
- Аксессуары для колясок
- Товары для беременных
-
Товары по брендам
- BabyGlory (Глория ОПТ)
- Пампусики
- Оранжевое небо
- Rusland (Русланд)
- Лапланд (Lapland)
- Кроха (Воробушки)
- Ермошка
- Bamboola Multi Diapers Мульти дайперсы
- Папитто (Papitto)
- Алекса НН
- Любаша
- Дорофейка
- Умка Плюс (ОйлТекс)
- Юлла
- Барракуда (Barracuda baby wear)
- Малыш комфорт
- Фоксопт (Foxopt)
- Глория СМЭЛ
- Сева Курск
- Улыбасики
- Иваново Кидс (Лилия Текс)
- Л-Текс Me&Mummy
- Сибирский Сувенир
- Первенец
- Argo Baby
- Шапки Нико / Niko
Этапы развития малышей от 0 до 2 лет
Как развивается малыш от рождения до двух лет
Каждый малыш - индивидуален и развивается по своим собственным законам. Вы прочитали, что некоторые дети начинают переворачиваться в 5 месяцев, а ваш шестимесячный карапуз все еще изображает неповоротливого лежебоку? У соседей 11-месячный ребенок уже вовсю ходит, а вашему исполнился год и месяц, но интереса к прямохождению не появилось? Словом, вы беспокоитесь, что ребенок развивается не так, как положено в его возрасте?
Не стоит всерьез сравнивать развитие своего малыша с другими детьми или дословно сопоставлять его характеристики со строгими таблицами.Важно понимать, что дети развиваются в своем собственном темпе, и единственное, на что действительно стоит обращать внимание, это на индивидуальный прогресс – то есть то, насколько продвинулся ваш малыш по сравнению с предыдущим месяцем или неделей.
Это нужно знать!!!
Важно понимать, что развитие делится на несколько категорий:
Социальное развитие: как малыш воспринимает лица и голоса, учится улыбаться, издавать звуки и налаживать общение.
Речевое развитие: оттачивание звуков и развитие пассивного словарного запаса (активный словарный запас появится позже; в раннем возрасте, особенно до года, гораздо важнее, насколько хорошо ребенок понимает речь родителей).
Развитие крупной моторики: как малыш учится держать голову, сидеть, подтягиваться, переворачиваться, ходить.
Развитие мелкой моторики: как ребенок хватает различные предметы, насколько ловко управляется с игрушками и т.п.
Развитие: месяц за месяцем
В нашем обзоре каждый этап развития отнесен к определенному месяцу жизни, в котором малыш уже может его достичь. Помните, что дети развиваются с разной скоростью, и если ваш ребенок еще не успел освоить некоторые навыки, это не означает, что с ним что-то не так. Возможно, малыш нагонит своих сверстников позже – через месяц, два или даже три. Если вас все же беспокоит сильный отрыв от «образцово-показательных» данных, проконсультируйтесь с врачом. Задержка в развитии, возможно, указывает на проблемы со здоровьем, но скорее всего вы убедитесь, что у ребенка все в порядке и надо просто подождать.Недоношенные дети очень часто развиваются медленнее своих ровесников. Для них запаздывание на месяц, два или больше – скорее норма.
Первый месяц:
• Лежит свернувшись, как в матке, ручки и ножки согнуты, кулачки сжаты
• Мышцы иногда подергиваются
• Может слегка поднимать голову
• Следит взглядом за предметом в радиусе 45 градусов
• Различает черно-белые изображения
• Демонстрирует вызывающее привязанность поведение: плачет, прижимается, гулит
• Отличает голоса родителей от других голосов (успокаивается, когда слышит ваш голос)
• Появляются требовательные крики (грудные звуки, напоминающие ворчание)
• Проявляет внимание, когда вы с ним разговариваете
• Улыбается во сне
Второй месяц:
• Устанавливает зрительный контакт с родителями: удерживает взгляд, изучает лицо
• Ручки и ножки расслабляются, частично распрямляются и отодвигаются от туловища
• Лежа на животе, поднимает голову почти на 45 градусов
• Голова покачивается, когда вы поддерживаете малыша в сидячем положении
• Мышечные судороги проходят
• Выражает эмоции, перенимает ваше настроение, отдаленно копирует мимику
• Улыбается в ответ на вашу улыбку, нежные слова и т.п.
• Размахивает руками, может непродолжительное время держать погремушку
• Следит взглядом за раскачивающимися предметами
• Ищет глазами источники звуков
• Гулит, издает пронзительные крики, горловые смешки
• Успокаивает себя сосанием большого пальца
• Протестует, если его потребности не удовлетворяют
Третий месяц:
• Играет своими ручками, сосет пальцы и кулачки
• Полностью отводит ручки и ножки от туловища
• Ненадолго переносит вес на ноги, пока вы держите его в положении стоя
• Может некоторое время держать голову прямо, когда сидит, переворачивается со спины на бок
• Пытается ударять по предметам
• Держит погремушку дольше, трясет ею
• Хватает окружающих за одежду и волосы
• Следит взглядом за предметами в радиусе 180 градусов
• Услышав звук, оборачивается и смотрит в сторону источника
• Тянет гласные звуки: «ааа», «ооо», «иии»
• Разные потребности начинает выражать разными криками (вы можете по характеру крика определить, что беспокоит малыша: голод, мокрый подгузник и т.д.); издает более громкие крики
• «Отвечает», когда к нему обращаются
• Узнает лица, голоса и предметы
• Улыбается, когда видит знакомых людей – бабушек, дедушек, братьев и сестер
• Начинает смеяться
• Знакомится с причинно-следственными отношениями: ударю по карусели – она вертится!
Четвертый месяц:
• Точно следит за перемещением предмета: лучше оценивает расстояние, пристально вглядывается
• Стоит с поддержкой
• Сидит, опираясь на руки
• Лежа на животе, может поднимать голову и плечи на 90 градусов; поворачивает голову на 180 градусов
• Опирается на локти
• Переворачивается с живота на бок
• Тянется двумя руками, притягивает к себе висящую перед ним игрушку
• Изучает одежду, похлопывает маму по груди
• Хватает предметы обеими руками
• Меняет форму рта, чтобы менять звуки: «а-оо»
• Пускает пузыри, плюется
• Демонстрирует коммуникативные жесты (например, хлопает руками, чтобы сказать «возьми меня на ручки»)
• Понимает, что вещи и живые существа имеют названия (например, «кошка»)
Пятый месяц:
• Начинают резаться зубы
• Берет предметы точным движением руки
• Сидит, опершись, на полу и с подушкой в высоком детском стульчике
• Стоит, держась руками за опору
• Переворачивается с живота на спину
• Лежа на спине, подтягивает стопы ко рту, может играть с пальцами ног
• Качается на животе (как «лодочка»)
• Извиваясь, перемешается по полу на полметра
• Перекладывает игрушки из руки в руку и в рот
• Следит за падающими предметами
• Произносит «Агу!» или схожие комбинации гласных и согласных звуков
• Улыбается своему отражению в зеркале
• Пытается имитировать звуки, интонации и жесты; следит за движениями губ
• Может проявлять интерес к твердой пище
• Начинает исследовать части тела
• Во время игр на лице начинает появляться сосредоточенное выражение
• Отталкивает рукой вашу руку, когда вы даете что-то невкусное
Шестой месяц:
• Некоторое время может сидеть самостоятельно
• Начинает жевать и кусать
• Лежа на спине, поднимает грудь и часть живота, перенося вес на руки
• Стоит некоторое время, прислонившись к мебели
• Переворачивается в обе стороны
• Указывает на игрушки
• Загребает к себе предметы всей ладонью
• Держит бутылочку
• Произносит более длинный ряд разнообразных звуков
• Экспериментирует с громкостью и высотой звуков
• Выражает настроение звуками и языком тела: громко кричит, смеется животом, хлопает руками, кряхтит, ворчит, опускает глаза
• Лучше копирует мимику окружающих
• Дольше изучает игрушки и думает, что еще с ними можно сделать
6-9 месяцев:
• Сидит прямо без поддержки
• Наклоняется вперед за игрушкой
• Ползает на руках и коленях
• Подтягивается в стоячее положение; стоит, опершись на мебель
• Берет мелкие предметы большим и указательным пальцами
• Хватает игрушки на лету; роняет их, чтобы посмотреть, как они падают
• Пьет из чашки, кормит сам себя
• Отзывается на свое имя
• Лепечет хаотичные сочетания согласных и гласных (а, да, ле, ма, хи)
• «Разговаривает», когда другие разговаривают
• Появляются вкусовые предпочтения
• Управляет окружающими: приглашает жестами к игре, тянется, просясь на ручки
• Вкладывает мелкие емкости в большие, знакомится с понятиями «засунуть» и «высунуть»
• Боится незнакомых людей
9-12 месяцев:
• Переползает через препятствия
• Переходит из четверенек в положение сидя
• Заползает на низкие диваны, кресла; спускаться не умеет
• Ходит вокруг мебели; ходит с поддержкой
• Делает первые неуверенные шаги, широко расставив ноги; часто падает
• Показывает предметы указательным пальцем
• Меняет форму кисти в соответствии с формой предмета, который собирается взять
• Ставит кубики один на другой
• Начинает проявляться доминантная рука
• Понимает слово «нельзя»
• Произносит слова из двух слогов (ма-ма, па-па, да-да), правильно ассоциирует слова с людьми
• Имитирует звуки – кашель, щелканье языком
• Понимает жесты (например, машет рукой на прощанье)
• Ищет игрушки там, где в последний раз их видел
• Слова ассоциируются с действиями (вы говорите «пойдем…», и малыш смотрит на дверь)
• Успокаивается, когда слышит ваш голос из другой комнаты: «Мама идет!»
• Играет с емкостями: наполняет, выливает
• Демонстрирует боязнь разлуки: нервничает, когда вы уходите из поля зрения
12-15 месяцев:
• Ходит самостоятельно, испытывает различные способы ходьбы
• Заползает вверх на диваны и кресла, спускается спиной вперед
• Поднимается на ноги без опоры; садится на корточки
• Учится использовать столовые приборы, зубную щетку, расческу, телефон
• Открывает шкафы, достает их содержимое
• Играет с цилиндрами разного размера
• Бросает мяч
• Самостоятельно ест
• Произносит 4-6 слов
• Произносит части слов
• Говорит «нет»
• Узнает имена и указывает на знакомых людей; ассоциирует знакомые предметы со словами
• Понимает и выполняет одношаговые просьбы («Кинь маме мячик»)
• Начинает понимать связь между предметами: подбирает подходящие крышки к кастрюлькам, строит из кубиков
• Появляется задумчивое выражение лица
15-18 месяцев:
• Понимает простую речь
• Ходит кругами, ходит назад, делает повороты; щеголяет своими умениями
• Останавливается и нагибается, чтобы поднять игрушку
• Поднимается вверх по лестнице, держась за вашу руку
• Катается, отталкиваясь ногами от пола, на четырехколесных игрушках
• Бросает мяч от плеча
• Пытается бить ногой по мячу
• Самостоятельно садится на стульчик
• Рисует хаотичные линии и полукруги
• Вытаскивает ящики
• Говорит 10-20 слов; полностью произносит слова
• Соединяет два коротких слова («пока-пока», «нет-нет»)
• Составляет первые предложения («пойдем гулять»)
• Реагирует на вербальные просьбы, не сопровождающиеся жестами
• Повторяет за взрослыми
• Понимает значение слов «вверх», «вниз», «снимем», «горячо», «другой»
• Использует слова для выражения голода («ням-ням»)
• Сортирует фигуры, кольца разного размера
• Находит знакомые предметы в книжках с картинками («Найди машину!»)
• Вставляет круглую деталь в круглое отверстие
• Частично проходит боязнь разлуки (появляется способность сохранять мысленные образы людей, теряя их из поля зрения)
18-24 месяца:
• Бегает, пытается убежать от взрослого
• Смотрит под ноги, чтобы обходить препятствия
• Прыгает на месте и спрыгивает со ступеньки
• Крутит педали у трехколесного велосипеда
• Уверенно бьет ногой по мячу
• Поднимается по лестнице без поддержки, ставя обе ноги на каждую ступеньку; для спуска требуется помощь
• Открывает двери
• Разворачивает упаковки
• Моет руки, снимает одежду
• Строит башни из 6 кубиков
• Складывает бумагу; справляется с простыми паззлами
• Бросает мяч через голову
• Усаживается за стол
• Разборчиво произносит 20-50 слов
• Пытается произносить слова, состоящие из нескольких слогов
• Отвечает на вопрос «Что говорит собачка?»
• Составляет предложения из трех слов («Хочу еще гулять»)
• Хотя говорит мало, понимает все
• Пытается произносить «трудные» слова («антилопа», «вертолет»)
• Может назвать свое имя и фамилию
• Мурлычет и поет себе под нос
• Ноет, устраивает истерики, кусается, громко визжит (да, в этом возрасте это нормальное поведение)
• «Помогает» по дому
• Думает, прежде чем взяться за выполнение задачи
• Начинает демонстрировать упрямство – например, в еде
• Понимает и запоминает двухэтапные просьбы («сходи на кухню и принеси папе булочку»)
• «Читает» книжки с картинками
Каждый малыш - индивидуален и развивается по своим собственным законам. Вы прочитали, что некоторые дети начинают переворачиваться в 5 месяцев, а ваш шестимесячный карапуз все еще изображает неповоротливого лежебоку? У соседей 11-месячный ребенок уже вовсю ходит, а вашему исполнился год и месяц, но интереса к прямохождению не появилось? Словом, вы беспокоитесь, что ребенок развивается не так, как положено в его возрасте?
Не стоит всерьез сравнивать развитие своего малыша с другими детьми или дословно сопоставлять его характеристики со строгими таблицами.Важно понимать, что дети развиваются в своем собственном темпе, и единственное, на что действительно стоит обращать внимание, это на индивидуальный прогресс – то есть то, насколько продвинулся ваш малыш по сравнению с предыдущим месяцем или неделей.
Это нужно знать!!!
Важно понимать, что развитие делится на несколько категорий:
Социальное развитие: как малыш воспринимает лица и голоса, учится улыбаться, издавать звуки и налаживать общение.
Речевое развитие: оттачивание звуков и развитие пассивного словарного запаса (активный словарный запас появится позже; в раннем возрасте, особенно до года, гораздо важнее, насколько хорошо ребенок понимает речь родителей).
Развитие крупной моторики: как малыш учится держать голову, сидеть, подтягиваться, переворачиваться, ходить.
Развитие мелкой моторики: как ребенок хватает различные предметы, насколько ловко управляется с игрушками и т.п.
Развитие: месяц за месяцем
В нашем обзоре каждый этап развития отнесен к определенному месяцу жизни, в котором малыш уже может его достичь. Помните, что дети развиваются с разной скоростью, и если ваш ребенок еще не успел освоить некоторые навыки, это не означает, что с ним что-то не так. Возможно, малыш нагонит своих сверстников позже – через месяц, два или даже три. Если вас все же беспокоит сильный отрыв от «образцово-показательных» данных, проконсультируйтесь с врачом. Задержка в развитии, возможно, указывает на проблемы со здоровьем, но скорее всего вы убедитесь, что у ребенка все в порядке и надо просто подождать.Недоношенные дети очень часто развиваются медленнее своих ровесников. Для них запаздывание на месяц, два или больше – скорее норма.
Первый месяц:
• Лежит свернувшись, как в матке, ручки и ножки согнуты, кулачки сжаты
• Мышцы иногда подергиваются
• Может слегка поднимать голову
• Следит взглядом за предметом в радиусе 45 градусов
• Различает черно-белые изображения
• Демонстрирует вызывающее привязанность поведение: плачет, прижимается, гулит
• Отличает голоса родителей от других голосов (успокаивается, когда слышит ваш голос)
• Появляются требовательные крики (грудные звуки, напоминающие ворчание)
• Проявляет внимание, когда вы с ним разговариваете
• Улыбается во сне
Второй месяц:
• Устанавливает зрительный контакт с родителями: удерживает взгляд, изучает лицо
• Ручки и ножки расслабляются, частично распрямляются и отодвигаются от туловища
• Лежа на животе, поднимает голову почти на 45 градусов
• Голова покачивается, когда вы поддерживаете малыша в сидячем положении
• Мышечные судороги проходят
• Выражает эмоции, перенимает ваше настроение, отдаленно копирует мимику
• Улыбается в ответ на вашу улыбку, нежные слова и т.п.
• Размахивает руками, может непродолжительное время держать погремушку
• Следит взглядом за раскачивающимися предметами
• Ищет глазами источники звуков
• Гулит, издает пронзительные крики, горловые смешки
• Успокаивает себя сосанием большого пальца
• Протестует, если его потребности не удовлетворяют
Третий месяц:
• Играет своими ручками, сосет пальцы и кулачки
• Полностью отводит ручки и ножки от туловища
• Ненадолго переносит вес на ноги, пока вы держите его в положении стоя
• Может некоторое время держать голову прямо, когда сидит, переворачивается со спины на бок
• Пытается ударять по предметам
• Держит погремушку дольше, трясет ею
• Хватает окружающих за одежду и волосы
• Следит взглядом за предметами в радиусе 180 градусов
• Услышав звук, оборачивается и смотрит в сторону источника
• Тянет гласные звуки: «ааа», «ооо», «иии»
• Разные потребности начинает выражать разными криками (вы можете по характеру крика определить, что беспокоит малыша: голод, мокрый подгузник и т.д.); издает более громкие крики
• «Отвечает», когда к нему обращаются
• Узнает лица, голоса и предметы
• Улыбается, когда видит знакомых людей – бабушек, дедушек, братьев и сестер
• Начинает смеяться
• Знакомится с причинно-следственными отношениями: ударю по карусели – она вертится!
Четвертый месяц:
• Точно следит за перемещением предмета: лучше оценивает расстояние, пристально вглядывается
• Стоит с поддержкой
• Сидит, опираясь на руки
• Лежа на животе, может поднимать голову и плечи на 90 градусов; поворачивает голову на 180 градусов
• Опирается на локти
• Переворачивается с живота на бок
• Тянется двумя руками, притягивает к себе висящую перед ним игрушку
• Изучает одежду, похлопывает маму по груди
• Хватает предметы обеими руками
• Меняет форму рта, чтобы менять звуки: «а-оо»
• Пускает пузыри, плюется
• Демонстрирует коммуникативные жесты (например, хлопает руками, чтобы сказать «возьми меня на ручки»)
• Понимает, что вещи и живые существа имеют названия (например, «кошка»)
Пятый месяц:
• Начинают резаться зубы
• Берет предметы точным движением руки
• Сидит, опершись, на полу и с подушкой в высоком детском стульчике
• Стоит, держась руками за опору
• Переворачивается с живота на спину
• Лежа на спине, подтягивает стопы ко рту, может играть с пальцами ног
• Качается на животе (как «лодочка»)
• Извиваясь, перемешается по полу на полметра
• Перекладывает игрушки из руки в руку и в рот
• Следит за падающими предметами
• Произносит «Агу!» или схожие комбинации гласных и согласных звуков
• Улыбается своему отражению в зеркале
• Пытается имитировать звуки, интонации и жесты; следит за движениями губ
• Может проявлять интерес к твердой пище
• Начинает исследовать части тела
• Во время игр на лице начинает появляться сосредоточенное выражение
• Отталкивает рукой вашу руку, когда вы даете что-то невкусное
Шестой месяц:
• Некоторое время может сидеть самостоятельно
• Начинает жевать и кусать
• Лежа на спине, поднимает грудь и часть живота, перенося вес на руки
• Стоит некоторое время, прислонившись к мебели
• Переворачивается в обе стороны
• Указывает на игрушки
• Загребает к себе предметы всей ладонью
• Держит бутылочку
• Произносит более длинный ряд разнообразных звуков
• Экспериментирует с громкостью и высотой звуков
• Выражает настроение звуками и языком тела: громко кричит, смеется животом, хлопает руками, кряхтит, ворчит, опускает глаза
• Лучше копирует мимику окружающих
• Дольше изучает игрушки и думает, что еще с ними можно сделать
6-9 месяцев:
• Сидит прямо без поддержки
• Наклоняется вперед за игрушкой
• Ползает на руках и коленях
• Подтягивается в стоячее положение; стоит, опершись на мебель
• Берет мелкие предметы большим и указательным пальцами
• Хватает игрушки на лету; роняет их, чтобы посмотреть, как они падают
• Пьет из чашки, кормит сам себя
• Отзывается на свое имя
• Лепечет хаотичные сочетания согласных и гласных (а, да, ле, ма, хи)
• «Разговаривает», когда другие разговаривают
• Появляются вкусовые предпочтения
• Управляет окружающими: приглашает жестами к игре, тянется, просясь на ручки
• Вкладывает мелкие емкости в большие, знакомится с понятиями «засунуть» и «высунуть»
• Боится незнакомых людей
9-12 месяцев:
• Переползает через препятствия
• Переходит из четверенек в положение сидя
• Заползает на низкие диваны, кресла; спускаться не умеет
• Ходит вокруг мебели; ходит с поддержкой
• Делает первые неуверенные шаги, широко расставив ноги; часто падает
• Показывает предметы указательным пальцем
• Меняет форму кисти в соответствии с формой предмета, который собирается взять
• Ставит кубики один на другой
• Начинает проявляться доминантная рука
• Понимает слово «нельзя»
• Произносит слова из двух слогов (ма-ма, па-па, да-да), правильно ассоциирует слова с людьми
• Имитирует звуки – кашель, щелканье языком
• Понимает жесты (например, машет рукой на прощанье)
• Ищет игрушки там, где в последний раз их видел
• Слова ассоциируются с действиями (вы говорите «пойдем…», и малыш смотрит на дверь)
• Успокаивается, когда слышит ваш голос из другой комнаты: «Мама идет!»
• Играет с емкостями: наполняет, выливает
• Демонстрирует боязнь разлуки: нервничает, когда вы уходите из поля зрения
12-15 месяцев:
• Ходит самостоятельно, испытывает различные способы ходьбы
• Заползает вверх на диваны и кресла, спускается спиной вперед
• Поднимается на ноги без опоры; садится на корточки
• Учится использовать столовые приборы, зубную щетку, расческу, телефон
• Открывает шкафы, достает их содержимое
• Играет с цилиндрами разного размера
• Бросает мяч
• Самостоятельно ест
• Произносит 4-6 слов
• Произносит части слов
• Говорит «нет»
• Узнает имена и указывает на знакомых людей; ассоциирует знакомые предметы со словами
• Понимает и выполняет одношаговые просьбы («Кинь маме мячик»)
• Начинает понимать связь между предметами: подбирает подходящие крышки к кастрюлькам, строит из кубиков
• Появляется задумчивое выражение лица
15-18 месяцев:
• Понимает простую речь
• Ходит кругами, ходит назад, делает повороты; щеголяет своими умениями
• Останавливается и нагибается, чтобы поднять игрушку
• Поднимается вверх по лестнице, держась за вашу руку
• Катается, отталкиваясь ногами от пола, на четырехколесных игрушках
• Бросает мяч от плеча
• Пытается бить ногой по мячу
• Самостоятельно садится на стульчик
• Рисует хаотичные линии и полукруги
• Вытаскивает ящики
• Говорит 10-20 слов; полностью произносит слова
• Соединяет два коротких слова («пока-пока», «нет-нет»)
• Составляет первые предложения («пойдем гулять»)
• Реагирует на вербальные просьбы, не сопровождающиеся жестами
• Повторяет за взрослыми
• Понимает значение слов «вверх», «вниз», «снимем», «горячо», «другой»
• Использует слова для выражения голода («ням-ням»)
• Сортирует фигуры, кольца разного размера
• Находит знакомые предметы в книжках с картинками («Найди машину!»)
• Вставляет круглую деталь в круглое отверстие
• Частично проходит боязнь разлуки (появляется способность сохранять мысленные образы людей, теряя их из поля зрения)
18-24 месяца:
• Бегает, пытается убежать от взрослого
• Смотрит под ноги, чтобы обходить препятствия
• Прыгает на месте и спрыгивает со ступеньки
• Крутит педали у трехколесного велосипеда
• Уверенно бьет ногой по мячу
• Поднимается по лестнице без поддержки, ставя обе ноги на каждую ступеньку; для спуска требуется помощь
• Открывает двери
• Разворачивает упаковки
• Моет руки, снимает одежду
• Строит башни из 6 кубиков
• Складывает бумагу; справляется с простыми паззлами
• Бросает мяч через голову
• Усаживается за стол
• Разборчиво произносит 20-50 слов
• Пытается произносить слова, состоящие из нескольких слогов
• Отвечает на вопрос «Что говорит собачка?»
• Составляет предложения из трех слов («Хочу еще гулять»)
• Хотя говорит мало, понимает все
• Пытается произносить «трудные» слова («антилопа», «вертолет»)
• Может назвать свое имя и фамилию
• Мурлычет и поет себе под нос
• Ноет, устраивает истерики, кусается, громко визжит (да, в этом возрасте это нормальное поведение)
• «Помогает» по дому
• Думает, прежде чем взяться за выполнение задачи
• Начинает демонстрировать упрямство – например, в еде
• Понимает и запоминает двухэтапные просьбы («сходи на кухню и принеси папе булочку»)
• «Читает» книжки с картинками