Как правильно заниматься рисованием

 
Как правильно заниматься рисованием с ребенком.

Очень часто родители не знают, чем занять детей, и дети сами ищут интересное в телевизоре или компьютере. Но чем больше мама или папа общаются со своим ребенком, тем лучше становятся отношения между ними, тем ближе они друг к другу. Кроме того, у ребенка во время совместных занятий развивается мышление, воображение, внимание, речь. Формируются навыки самоконтроля, появляются положительные эмоции. Одним из способов занять ребенка является рисование. 

Что нужно чтобы заняться рисованием со своим малышом? Нужны краски, кисти, мелки или фломастеры, бумага, организовано место для работы, и конечно — знания, чего же ждать от малыша которому 2-3 годика, чем его заинтересовать и знать куда направить его усилия чтобы развитие проходило естественно и быстро. И малыш и вы получите удовольствие от этого интереснейшего занятия. Ведь в мире изобразительного искусства все так волшебно — и как мелок оставляет след на бумаге, и разные яркие цвета красок и то какая красивая яркая и цветная картина у вас получится! А основное это то, что ваш ребенок будет развиваться - приобретать сенсорный опыт и моторные навыки. Если вы хотите чтобы ребенок стал более внимательным к окружающему миру, начинайте рисовать! Если вы хотите, чтобы вашему ребенку легко давалось письмо в школе и у него не уставали пальчики, начинайте рисовать! 

Сегодня мы расскажем о том как превратить просто рисование так называемых каракуль в развивающие занятия. Ведь все должно идти по плану и пускай ребенок пока не может нарисовать и домик, все ведь складывается постепенно: сперва научимся держать карандаш, кисть или мелок, потом проводить простые полоски на бумаге и различать цвета, потом закрашивать, потом и рисовать детали. Здесь главное — ваша поддержка, ведь интерес и эмоциональный отклик на занятия рисованием у маленького человека действительно огромен. Огромна от них и польза для него. 

Рисуем полоски.
Вот вы организовали рабочее место(постелили клеенку, открыли мелки, положили лист бумаги) и можно начать с того, что вы покажете ребенку как с этим всем обращаться — сделайте несколько штрихов на листе. Ребенок тут же захочет повторить — возьмет тоже карандаш. Продемонстрируйте что можно рисовать все что угодно — и кошку и девочку, и море и небе с солнцем и все это разными цветами. Израисовав один лист — возьмите следующий. Начните первое образовательное занятие с самых простых для малыша движений. А именно — рисуйте полоски. Покажите как это нужно делать. В одной руке - мелок, другой рукой — придерживаем на столе лист. Проводим мелком. Не молчите — объясняйте что вы рисуете, что сейчас вы рисуете полоски, и их можно нарисовать много — это очень просто. Задавайте вопросы(здесь конечно предполагается, что какие-то основные цвета вы уже изучили в повседневном общении): Это какие полоски? -зеленые, А это? — синие, А это? — красные. Не нужно ограничивать ребенка в том сколько будет полосок — их скорее всего будет много — несколько подряд — маленький человек пытается сымитировать быстрые движения взрослого во время рисования. Главное что сразу на месте где он проводит карандашом или кистью появляются следы. Но что важно -это уже не «каракули», это то что рисуется по заданию. Здесь можно научить его нескольким простым и полезным умениям:отрывать карандаш, каждый раз рисуя новую полоску; различать ряд полосок по цвету - -попросите нарисовать красные полоски, затем черные, потом синие или зеленые. Пускай ребенок сам берет мелок нужного цвета, когда вы указываете: «А теперь нарисуй оранжевые полоски!». Также позволяйте и самому ему выбирать любые цвета- пусть пробует — все ведь так интересно! Ненавязчиво проконтролируйте двумя-тремя вопросами: «Это(и указывайте пальцем) у тебя какие полоски получились? А это? А теперь ты нарисуешь какие полоски?». Также стоит попросить его найти полоски в окружающем мире — на кофте у мамы, на игрушке тигре, на обоях. 

Рисуем красками "Бублики" или "Кольцо".
Покажите ребенку бублик или кольцо от пирамидки, объясните, что такой предмет называется круглым, а в середине у него есть дырка, куда можно засунуть пальчик. Нарисуйте сами - кистью плашмя на листе бумаги очень быстро несколько бубликов. А теперь попробуйте это сделать вместе с ребенком или он сам повторит ваши движения, которые должны быть легкими и смелыми, рука должна быть в воздухе и на кисточку давить не надо. Также закрепляйте знания цветов. 

Рисуем цветные ленточки.
Покажите ребенку узкие цветные ленточки, объясните, что они очень ровные и красивые и, что такие ленточки надо нарисовать. В этом задании важно научить ребенка хорошо промывать кисточку, когда он меняет цвет и отжимать ее тряпочкой. Тогда рисунки малыша будут аккуратными и яркими. Ленты рисуем основных цветов - красный, желтый, синий, зеленый. 

Рисуем лесенку.
Дети хорошо знакомы с лесенкой. Можно поиграть с игрушечной и посмотреть из чего же состоит лесенка. Здесь надо показать малышу, как правильно нарисовать лесенку. Две прямые линии сверху вниз, а затем поперечные слева направо. Можно рисовать и карандашом, и красками. Что ребенок предпочитает. 

Рисуем просто круглое.
Надо развивать умение ребенка объединять предметы по форме. С этой целью поговорите с ребенком , о круглых предметах, а потом вместе попробуйте их нарисовать. Это занятие лучше проводить карандашом, чтобы ребенок четко видел форму. Шарики, апельсины, мячики... 

Рисуем не просто круглое.
Солнышко круглое, а из него льются лучики света. Жучок коричневый, а вокруг торчат лапки. Божья коровка почти круглая, на спинке черные точки, спереди два усика, а по бокам лапки. Я думаю, что своих вариантов у вас будет больше. Можно рисовать какие-то предметы и просить ребенка просто дорисовать недостающие детали - веревочку к шарику, к машине - колесо, хвостик — котику. 

Раскрашиваем заготовки.
Веточки, шишечки, чистые матрешки или просто дощечки можно аккуратно раскрасить одним цветом или двумя или даже добавить точечки или полосочки. Здесь заготовку можно держать в руке. Не забывайте и важную деталь любого занятия — оно не может продолжаться больше 30 минут. Чаще это будет 15-20 минут, потом — смена деятельности на другую — ведь удерживать свое внимание на чем-то одном малышу пока сложно.
Подавайте пример
Когда рисуете вы — делайте в рисунках детали. Например иголки на елочке, листики и веточки на деревьях, чешуйки на рыбках, лапки с когтями у животных, шерсть, усики, глаза, рты, ушки, хвостики зеленую травку из множества штришков. Но ребенка просить рисовать детали до 4х лет еще рано. Он научится, но позже. После 4-х лет ребенок будет стараться рисовать много деталей. И все они будут большими. Ребенок увеличивает количество и размеры деталей, чтобы лучше их различать и постоянно исправлять, выражая таким образом свое восхищение ими. А пока ему просто нравится наблюдать как это делаете вы. Конечно нужно давать и ему возможность детализировать например силуэт рыбки или елочки, но первая его детализация будет простое зачеркивание и перечеркивание предоставленной формы — он как бы отмечает ее для себя. Но это уже хорошо! Не ждите что он закрасит что-то в пределах контура — уже то что он пытается это сделать и попадает на него достойно похвалы и признания. Сам пока он просто рисует понятные ему предметы так как умеет — там уже будет проглядываться и намек на солнце в каракуле, и попытка изобразить кого-то из домашних — только конечно и рот и глаза будут очень большими и не на своих местах, также как и пальцы могут быть вдоль рук, а туловище может отсутствовать. Психологи выявили и характерные возрастные закономерности в изображении человека. От 3 до 4 лет. Предметный рисунок появляется у детей приблизительно к трем годам. В ходе последующего развития ребенка изменяется способ изображения и увеличивается количество деталей. Вплоть до 4-летнего возраста норме соответствует так называемый головоног, представляющий собой округлую голову и отходящие от нее или расположенные рядом черточки – руки и ноги (количество которых может быть различно). 

От 4 до 5 лет.
Ребенок переходит к рисованию примитивной схемы, содержащей кроме головы, рук и ног изображение туловища человека. Ноги располагаются по бокам туловища, руки обычно начинаются от его середины. 

От 5 до 6 лет.
Последующее развитие рисунка состоит в переходе к изображению толщины рук и ног. 5-летний ребенок рисует конечности двойными линиями. Руки по-прежнему изображаются от середины туловища, второстепенные детали (пальцы, волосы, брови) отсутствуют или немногочисленны. На 6-м году жизни ребенок овладевает представлениями о вертикали и горизонтали, если раньше он часто рисовал человека в наклонном положении, словно падающего, то теперь он рисует его стоящим строго вертикально.
Немного о материалах для рисования с малышом
Вообще краски и материалы бывают очень разных видов. Но ребенку лет до трех точно, может и до четырех совершенно не нужно разнообразие материалов, оттенков и видов красок. Достаточно будет следующего набора: 

КРАСКИ: Желательно использовать гуашь(ее качество выше, чем пальчиковых красок и консистенция приятнее)рисовать можно как пальчиками, так и кисточкой. Лучше найти гуашь отдельными цветами в умеренно больших баночках — их удобно брать в руки и показывая малышу спрашивать у него какой это цвет. Лучше взять стандартный набор примерно в 10-12 цветов в художественном магазине — в таких наборах и цвет яркий и правильный и на бумагу ложится хорошо и не сыпется когда высохнет. Хотя все 12 цветов доставать на каждом занятии не нужно — достаточно сначала основных: красный, желтый, синий, зеленый, коричневый ( и далее добавляйте по мере изучения другие цвета). После 5 лет можно также использовать палитру (ее с успехом заменяют обычные одноразовые тарелки, где можно разводить краски и смешивать оттенки). До 5 лет хорошим результатом малыша будет просто научится смывать кисточку в баночке после очередного цвета и промакивать ее о тряпочку. 

КИСТИ: Должны быть из щетины (коза) или из пушных зверей (колонок и белка - основные) для рисования, хотя бы два номера - толстую и тонкую. например, номер 3 и номер 5 или 6. Конечно, можно и побольше ассортимент собрать. 

МЕЛКИ: Очень хороша масляная пастель даже китайского производства(но лучше корейского). Называется oil pastel, стоит недорого. Главное чтобы она было мягкой, чтобы рисовать было просто — не приходилось сильно давить. Обычные мелки для рисования на асфальте также подойдут. Продаются очень широкие мелки - их хорошо давать малышам, т.к. у маленьких нормальный захват "кулачком", а не тремя пальчиками, и их будет очень удобно держать. 

КАРАНДАШИ: Карандаши должны быть с мягким грифелем и легко затачиваться. Также нужна хорошая точилка. Фломастеры также хороши для занятий с ребенком. 

БУМАГА: Альбомы для рисования красками придумал тот, кто не понимает, что за один раз можно нарисовать больше одного рисунка (и если сразу перевернуть страничку, рисунки слипаются). Лучше купить набор отдельных, не скрепленных, листов бумаги. Для детского творчества и для работой гуашью также вполне подходит и обычная "бумага для принтера". Можно отлично рисовать и на цветной бумаге (особенно белой краской интересно) и на картоне. 

РАБОЧЕЕ МЕСТО: Нужно купить обычную хозяйственную клеенку и постилать ее на время занятий на стол или на пол. 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА: Любые заготовки, которые можно раскрасить: пластиковые, деревянные, пенопластовые, картонные; природные материалы (шишки, камешки, ракушки, всевозможные семена всевозможных растений); стеклянные или керамические изделия.

 

Каталог