Первые шаги на пути к интеллекту

Первые шаги на пути к интеллекту
 
С самого рождения малыш проявляет интерес к окружающему – он стремится везде заглянуть, все потрогать и попробовать на вкус. И хотя эти действия абсолютно неосознанны, это и есть начало развития интеллекта. Уже на этом этапе можно увидеть две важные особенности, две стороны интеллекта: во-первых, стремление все исследовать, а во-вторых, постепенное овладение умениями, которые помогают в этих исследованиях.
 
Малыш заинтересовался яркой погремушкой и, стремясь узнать о ней побольше, пытается хватать ее до тех пор, пока не научится прекрасно с этим справляться. То есть он хочет что-то узнать и сам находит способ, как лучше это сделать, а затем еще и совершенствует это умение, прибавляя к нему другие, – потрясти игрушку, попробовать на вкус, бросить и посмотреть, что будет. Радость, которую он испытывает, добившись успеха, подталкивает его к новым открытиям.
 
Способствовать развитию интеллекта у малыша могут разговоры с ним. Разговаривайте с ребенком с рождения, комментируйте свои действия: «Вот сейчас мама тебя переоденет, сменит подгузник, приготовит папе обед» и т.п.). Называйте предметы и события, которые встречаются ребенку. Говорите простыми предложениями, используйте звукоподражания – малышам это нравится.
 
Часто родители больше всего озабочены безопасностью малыша: «как бы не упал», «как бы не проглотил». Постоянные запреты – мощный тормоз тяги к исследованию. Выход есть: обезопасить какое-то пространство, где ребенок может самостоятельно играть (комнату или его личный уголок); наблюдать за ребенком во время игр, вмешиваясь только в случае явной опасности; все игры осваивать вместе, показывая и поясняя ребенку, как выполнять то или иное действие. Ограничения, безусловно, должны быть – четкие, понятные ребенку – но пусть их будет немного, только самые важные правила безопасности.
 
Любознательный ребенок легко овладевает следующими интеллектуальными умениями:
 
  • сравнивать предметы (по размеру, цвету, форме, материалу и т.п.);
  • устанавливать логические связи (последовательность событий: я толкнул машинку – она покатилась; посадили семечко – вырос цветок);
  • обобщать и выделять признаки (например, объединять предметы в группы: яблоко, груша и апельсин – это фрукты);
  • сосредотачиваться (достаточно долго заниматься интересным делом: собрать до конца пазл, отделить бобы от горошин и пр.);
  • понимать содержание текстов (узнавать героев знакомых сказок и их действия, рассказывать сказку, говорить за героев или пересказать сюжет, вспоминать события в аналогичной жизненной ситуации: «Я прыгаю, как зайка»).
 
В период от года до трех лет ориентировочно-исследовательская активность при благоприятных условиях переходит в любознательность и интеллектуальную активность. На этом этапе малышу предстоит освоить новые умения, которые уже не являются врожденными (как способности разглядывать или хватать). Эти умения уже нужно целенаправленно формировать. Благоприятными условиями для этого являются: богатая возможностями познавательная среда, сотрудничество со взрослым и его поддержка, частое достижение успеха.
 
Огромную роль играют родители – именно они показывают малышу увлекательные возможности действия с новой игрушкой и новые игры со старыми игрушками, родители отвечают на первые вопросы малыша, помогают справиться с трудностями и достичь цели, читают ребенку самые первые книжки и показывают картинки.
 
Любознательность малыша двух-трех лет проявляется в стремлении узнавать новое, в желании и готовности все исследовать, учиться новым способам действия, а также в интересе к сложным действиям (которые не получаются с ходу) и готовности их осваивать.
 
К возрасту 6–7 лет любознательный и интеллектуально активный малыш задает много вопросов, с увлечением слушает книжки, сосредоточенно играет в конструктор и складывает мозаику, разбирает и собирает игрушки и наблюдает за взрослыми, пытаясь повторить их действия. Он понятливый и сообразительный, любит интересные новые и сложные задания. А главное, такому ребенку интересно учиться, ему нравится придумывать и исследовать. В школе такому ребенку также все легко удается, что еще больше его окрыляет и позволяет разносторонне развиваться.
 
Развитие ребенка в значительной мере зависит от эмоционального климата в семье. Один из главных факторов благополучного развития малыша – эмоциональное принятие родителями, любовь, доброжелательные отношения в семье в целом. Конфликты заставляют ребенка защищаться и угнетают интеллектуальное (да и любое другое) развитие. Кроме того, очевидно, что если родители постоянно заняты выяснением отношений друг с другом, у них просто не хватает ни сил, ни желания заниматься развитием своего малыша.
 
Признаки интереса к интеллектуальной деятельности:
 
  • Ребенок играет в достаточно сложные и разнообразные ролевые и конструктивные игры
  • Ребенок легко осваивает игры с правилами и любит в них играть
  • Ребенок любит, чтобы ему читали книжки, готов долго и с интересом слушать
  • Ребенок любит и умеет фантазировать. Чем он старше, тем сложнее и богаче становится его воображение. Он легко придумывает сюжеты игр, сказок или небылиц
  • Ребенок задает много вопросов, удивляется необычному, спрашивает, когда ему непонятно
  • Ребенок любит книжки с занимательными заданиями (лабиринты, простейшие логические и арифметические задания, сравнение картинок, загадки и т.д.)
  • Ребенок умеет играть один, может долго рисовать, сочинять, играть в сюжетно-ролевую игру и т.п.
 

Каталог